404 подписчика
Традиция как смысл жизни и смерти
Даша прожила очень короткую жизнь, которую оборвал взрыв бомбы, заложенной украинской террористкой под ее автомобиль. Это случилось после фестиваля «Традиция». До последнего момента было не понятно, поедет ли Дарья на этой или на другой машине. На той, которую взорвали, вполне мог ехать ее отец. Больше всего он сожалеет и будет сожалеть до конца дней, что он не сел в нее. Вечная пытка, которую не хочется пожелать даже самому заклятому врагу.
«Традиция» было ключевым понятием для Даши с момента рождения. Она появилась на свет в 1992 году в семье философов-традиционалистов. С первого дня жизни она пребывала в языковой среде, где все было построено на обсуждении и постижении Традиции и на борьбе с ее антитезой – современном миром. Адольф Портман считал, что после рождения младенец попадает из физической утробы в социальную, сплетенную из слов, интонаций, жестов, выражений, отношений. И даже не понимая пока смыслов, ребенок впитывает их бессознательно. Такой социальной матрицей для маленькой Даши стала именно Традиция, традиционализм. Именно традиционалистская философия или, точнее, философия, которая смыкалась с традиционализмом, вибрировала в едином порыве с ним. Дашина мама, философ по образованию, помнит эпизод, когда они вместе с трехлетней Дашенькой лежали утром в кровати, и малютка невероятным образом воспроизвела словесно мысли, которые роились в голове ее матери. Даша спросила: « А что такое экзистенция»? В это время ее мать думала об экзистенции у Хайдеггера. Это был шок и одновременно -- знак. Знак философской восприимчивости младенца. Философия и ее синтагмы были разлиты, разбросаны, вращались вокруг «философского ребенка» с раннего детства. И уже в школе Даше стало ясно, что полнее всего она сможет реализоваться в философии – в сфере идей, мыслей, концепций, теорий, интуиций, интеллектуальных схем и прозрений. Так же страстно и искренне выбирала философию, а не историю или филологию (возможные альтернативы гуманитарного образования) ее мать, Наталия Мелентьева, в ее юности. Абсолютным аргументом в пользу философии для Наталии стала одна волшебная, захватывающая тема философского исследования ее старшей знакомой, которая в аспирантуре философского факультета МГУ им. Ломоносова писала диссертацию на тему «Игра как эстетический феномен». Сколько раз Дашина мама рассказывала своему отпрыску, как в четырнадцать лет ее, как молния, поразила тема эстетической игры, как вдохновляли ее еще в школе беседы об Йохане Хейзинге – нидерландском гении, авторе исследования об игре как принципе взаимодействия человеческого и божественного, или какое впечатление произвел на нее грациозный роман Германа Гессе «Игра в бисер» -- о пути философа, о «философском делании», об изысканной игре истинной мысли, которая творит миры и иногда преображает судьбы человека. Даша слушала свою мать и вбирала: тема игры вдохновенной мысли впечаталась в ее кровь и плоть. Это было чем-то вроде философской закваски, всколыхнувшей Дашину душу. Именно в таком расплавленном и разрыхленном состоянии души человек бывает готов к встрече с истинной мыслью, мудростью, Традицией.
Выражение «восстание против современного мира» Даша слышала с младенчества: ведь именно сквозь него проходит главная линия фронта – между Традицией и стремящейся уничтожить ее современностью.
Выросшая в православной среде в контексте единоверия, то есть соблюдения старых дораскольных традиций русской Церкви, регулярно посещая православные детские и юношеские лагеря, Дарья с дошкольных лет получила опыт сочетания высоких идей и конкретных религиозных практик – молитв, постов, причастия, исповеди, литургии. Некоторое время она пела на клиросе в храме, изучала знаменный распев.
3 минуты
15 декабря 2023