393 подписчика
Продавать дешево или дорого?
Когда я был студентом, у меня не было денег: в супермаркете я покупал самые дешевые сосиски, и думал, что так делают все. Поэтому, я мыслил примерно так: «Чтобы заработать, мне нужно что-то продавать дешевле, чем это делают другие».
Иных путей создания конкурентного преимущества в бизнесе я не видел.
Посчитав сколько денег уходит на распечатку рефератов, контрольных и курсовых работ, мы с друзьями увидели в этом возможность. Мы скинулись и купили один принтер на троих. Поставили его в своей комнате в общаге и начали предлагать соседям распечатывать текстовые документы у нас на 30% дешевле, чем это было в академии. Через пару дней у нас выстроилась очередь из клиентов. Это был мой первый прибыльный проект.
Но бизнесом это назвать нельзя. Мы сами печатали, сами заправляли и ремонтировали принтер. У нас не было никаких расходов, кроме покупки бумаги и тонера. Мы практически перестали гулять вместе, так как кто-то всегда должен был оставаться в комнате и обслуживать клиентов.
По сути, мы организовали себе самозанятость.
Сейчас я понимаю, что стратегия низких цен - это не лучшая стратегия для построения прибыльного бизнеса. Но тогда такого понимания не было. И в целом это был интересный и полезный опыт.
На мой взгляд, есть 2 сценария при которых бизнес-модель, основанная на демпинге, может быть жизнеспособной.
Первый сценарий - это мелкий лавочник. Если у человека нет расходов на аренду, он большую часть работы выполняет сам и готов впахивать сутками, он может получать прибыль, продавая свой продукт дешевле, чем это делают конкуренты. Но тут важно понимать, что это абсолютно не масштабируемая модель. Как только нужно будет нанимать сотрудников, тратить деньги на аренду, рекламу и прочее, математика перестает биться, прибыль исчезает. Поэтому многие начинающие предприниматели застревают на этом уровне и не растут. Стратегия мелкого лавочника не работает для построения бизнеса.
Второй вариант, когда демпинг может быть основной бизнес стратегией - это очень крупная и эффективная компания с большими ресурсами. Лучшим примером такой компании является Wallmart. За счет масштаба они получают более выгодные условия у поставщиков, за счет построенной инфраструктуры они экономят на логистике, за счет сильного топ-менеджмента у них очень эффективное управление. Компания работает как часы. При рентабельности бизнеса всего 3%, они зарабатывают несколько миллиардов долларов в год. На мой взгляд, это феноменальная компания. Других примеров успешных компаний в данной бизнес-модели очень мало.
То есть, чтобы продавать дешевле других и зарабатывать при этом, нужно быть или очень мелким лавочником или огромной корпорацией. Другого успешного сценария для этой стратегии нет.
Но есть другая бизнес-модель, в которой не нужно продавать дешевле, чтобы клиент купил. Наоборот, можно постоянно поднимать цены и наблюдать, как клиентский поток только увеличивается. Я сторонник именно такого подхода. По такой стратегии я выстраиваю свои проекты и помогаю ученикам увеличивать прибыль бизнеса при уменьшении усилий. На мой взгляд, это гораздо интереснее, приятнее и выгоднее в долгосрочной перспективе.
А вы сейчас продаете дешевле или дороже конкурентов? Хотите узнать подробнее о том как продавать дороже?
2 минуты
12 декабря 2023