10 подписчиков
🆕 Мошенники на маркетплейсах
В этот раз история, связанная не с инвестициями, а с покупкой относительно дорогостоящего товара. История из недавнего личного опыта.
Итак, суть схемы следующая.
🛍 Вы увидели на каком-то маркетплейсе (в нашем случае это был Мегамаркет - сберовская история, бывший СберМегамаркет), но может быть и другой) товар по очень-очень привлекательной цене (например, смартфон, ноутбук, телевизор и т.п.). Обрадовавшись удаче, вы, естественно, делаете заказ. Через какое-то время вам от маркетплейса на почту приходит письмо наподобие «Извините, продавец не подтвердил наличие товара, попробуйте поискать где-то еще». Обидно, но логично, думаете вы, наверно просто товар по такой выгодной цене очень быстро раскупили. Но история на этом не заканчивается.
💬Дальше в Telegram приходит сообщение якобы от Мегамаркета о том, что продавец отменил заказ на товар (указывается именно заказанный нами товар) так как товар отсутствует на данном (каком «данном»?🧐) складе и что продавец может произвести доставку со склада Ozon по той же стоимости, при этом за неудобства продавец сделает дополнительную скидку 10%. Выглядит все достаточно правдоподобно, не считая того, что цена изначально была достаточно низкой (но так бывает).
📝После небольшой переписки в Telegram на электронную почту приходит письмо якобы уже от Ozon со сформированным заказом и ссылкой на страницу оплаты. 📧 Следующим этапом уже был бы перевод мошенникам.⛔️
‼️Что в этом случае явилось поводом насторожиться (как бы это ни было правдоподобно оформлено):
🔻изначально низкая цена для данного товара
🔻переписка якобы с маркетплейсом в Telegram через чат, в котором нельзя посмотреть никакие контакты
🔻отсутствие товара по подобной цене на Ozon
🔻странный адрес отправителя письма по электронной почте (якобы Ozon), не похожий на адрес почтового ящика Ozon
🔻ссылка на оплату заказа якобы со страницы Озон, по которой нельзя перейти в карточку товара, посмотреть отзывы, рейтинг продавца и т.д.
📞Звонок по официальному телефону маркетплейса убедил в том, что это действовали мошенники, поскольку со слов сотрудника колл-центра они не занимаются подобными рассылками. Конечно сотрудник заверил в том, что они будут разбираться как так получилось.
💰Скорее всего, продавец (не маркетплейс, а именно конкретная компания-продавец) либо сам является мошенником, либо работает с ним в связке. То есть изначально через маркетплейс выставляются товары по привлекательным ценам, которые никто продавать не собирается. Когда через маркетплейс продавцу-мошеннику поступает заказ, он его не подтверждает якобы в связи с отсутствием товара и через какое-то время уже пишет сообщение потенциальному покупателю в Telegram от имени маркетплейса, а затем на электронную почту (например, от имени Ozon, но может быть указана какая-то другая известная компания, та же Wildberries).
Второй вариант это массовый взлом электронной почты и отслеживание писем от маркетплейсов с отказами. Это технически более сложно реализовать, чем в первом случае, но зато «идея» может проработать дольше, поскольку тогда мошенникам не нужны заморочки, связанные с взаимодействием с маркетплейсами (размещение информации о продаже товаров, последующая замена в этой схеме продавца, когда предыдущего уже «раскрыли»).
🙏 Пожалуйста, будьте бдительны и не попадайтесь на уловки мошенников! В преддверии новогодних праздников их активность только усилится. Лучше, по возможности, перепроверять информацию (в нашем случае - звонок по номеру, указанному на официальном сайте маркетплейса) и только потом совершать какие-то действия.
#безопасность
2 минуты
11 декабря 2023