104,9 тыс подписчиков
Не всегда пропаганда бывает успешной. Иногда агитационные данные слишком уж оторваны от реальности, и потому они легко бьются контрпропагандой.
Любопытный пример периода Второй мировой войны: в советских листовках, направленных на немецких солдат, указывалась численность войск Антигитлеровской коалиции, явно серьезно завышенная. Противник это замечал, а немецкая контрпропаганда — опровергала.
«Пленный ефрейтор О. из 6-й роты, 73-го моторизованного полка, 19-й танковой дивизии, допрошенный в разведотделе штаба Западного фронта, так выразил свое отношение к советским листовкам: «...многие из них написаны без расчета на немецкую контрпропаганду... Солдаты не верят, что Россия, Англия и США имеют 50 миллионов солдат, в то время, как цифра 25 или 30 миллионов была бы более действенной и внушительной...» (с) ЦАМО. Ф.6598. Оп.724438. Д.349. Л.123 / М. Ю. Мягков. Вермахт у ворот Москвы, 1941-1942. — М.:РАН, 1999.
«Агитационная практика» Второй мировой вообще лучше всего показывала, что наиболее эффективной была агитация, которая взывала к «инстинкту самосохранения», обещала солдатам противника возвращение домой. Ну а самым весомым аргументом были военные поражения.
Фотография: немецкие военнопленные под Сталинградом.
1 минута
11 декабря 2023
11,3 тыс читали