Найти тему
47,4 тыс подписчиков

От смертельной давки на похоронах Сталина до чаепития у Бродского – история поколения шестидесятников-диссидентов в романе Людмилы Улицкой «Зелёный шатер».


Я уважаю творчество Улицкой, пишет она прекрасно. Но с этим романом любви не случилось. Он ни в коем случае не плохой. Просто послевкусие какое-то странное. Расшатанность и разрозненность несмотря на то, что никакого романтизма шестидесятникам Улицкая не навешивает. Люди все разные. Кто-то подстраивается под систему, кто-то идет против, кто-то делает вид, что против.

📚ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ «ЗЕЛЁНЫЙ ШАТЁР»

Поначалу казалось, что главных героев три, мальчишки из разных социальных слоев: среднестатистический ребенок матери-одиночки Илья, потомок дворянских кровей Саня и еврей-сирота Миха. Все они родились в Москве за год до войны, учились в одном классе, мальчиковом, разумеется, обожали своего учителя литературы.
Потом истории стали перекрывать одна вторую, вторая третью, переплетались года (то герой уже умер, то автор вдруг опять о нем завела речь и выкладывает подробности его жизни, которая была лет десять-пятнадцать назад), возникают новые персонажи, связанные и не связанные с главной троицей друзей. Возможно, это такой прием – показать историю диссидентства через призму поколения, а не только трех человек. Прием какой-то воспоминательно-дневниковый, захватывающий всё, везде и сразу. Мне это мешало.

Диссиденты, известные всем имена (например, Бердяев, Сахаров, Солженицын, Пастернак, Набоков, Хрущев, Сталин), гэбешники и стукачи, множество родственников, вторых и третьих жен, детей… Хотелось погрузиться, как бывало в других романах Улицкой, но выдёргивания из главы в главу этого не позволили. Такое вплетение историзма в художественную антисоветскую, преследуемую по закону историю, которая, впрочем, вполне могла быть и наверняка была с какими-нибудь Санями и Михами.

«В начале шестидесятых появилась новая порода иностранцев, влюбленных в Россию до беспамятства. Исчислялись они не сотнями, а десятками. В Москве и в Петербурге были хорошо известны. Первыми появились коммунистические итальянцы. Затем потянулись всякие прочие шведы и американцы. Они заглатывали крючок с наживкой из Достоевского и Толстого, Малевича или Хлебникова — в зависимости от профориентации. И тех, и других влекла загадочная славянская душа — нежная и мужественная, иррациональная и страстная, с нотой высокого безумия и жертвенной жестокости»
Л. Улицкая

Могу ли советовать? Пожалуй, да. Мое мнение субъективно и вполне вероятно, что вам понравится. В актив автора «Зелёный шатёр» я не занесу, но рада, что познакомилась с ещё одной её книгой.
От смертельной давки на похоронах Сталина до чаепития у Бродского – история поколения шестидесятников-диссидентов в романе Людмилы Улицкой «Зелёный шатер».
2 минуты
428 читали