7744 подписчика
Прямая линия с Дмитрием Артюховым
Олеся Плинокос, «Пурмедиа»:
«Так сложилось исторически, что жизнеспособность большинства населённых пунктов на Ямале, и Пуровский район не исключение, во многом зависит от деятельности предприятий ТЭК. При этом перспективная добыча углеводородов уходит всё дальше на Север, а в медиа всё чаще обсуждают тему сложностей с продажей российского газа. Какие нефтегазовые проекты повлияют на развитие Ямала?»
Дмитрий Артюхов:
«У нас все проекты влияют на развитие Ямала, но сейчас, конечно, для нас период турбулентности. Мы ещё не подвели макроэкономические итоги этого года, это будет чуть позже, в конце первого квартала. Но видно: если брать объёмные показатели, что добычу газа, что промпроизводство, – мы уйдём в минус. Справедливости ради, если брать налоговые показатели, они держатся на высоком уровне, потому что даже при меньшей физической добыче те цены, которые сейчас сформировались из-за всей этой турбулентности, выдают примерно тот же налоговый результат. Поэтому мы наши планы развития не сворачиваем, наоборот, усиливаем.
Что для нас важно, как для властей, которые занимаются развитием муниципальных образований, – мы от снижения проектов не получили снижение наших возможностей. Это принципиально важно. Но, как я неоднократно говорил, Ямал в среднесрочной, долгосрочной перспективе – абсолютно безальтернативный центр энергетической безопасности для России и в мировом масштабе.
Газ – это самый экологически чистый углеводород. Все страны мира связывают свои стратегии энергобезопасности с газом. Сейчас традиционные потоки нарушены, которые шли у нас в европейские страны. Люди сами себя выстрелили в ногу, сейчас закупают то же самое за две цены, а наш газ, как вы видите, потихоньку находит новых покупателей, потому что энергия нужна всем. Это абсолютно очевидно. Всё мировое потребление энергии, все прогнозы, консервативные, усреднённые, оптимистичные – всё в рост. Эксперты спорят о скорости этого роста, но оно всё растёт. И таких мощных центров энергодобычи, газодобычи, как у нас на Ямале, в мире нет. Мы абсолютно безальтернативны.
Я недавно имел дискуссию с одним специалистом, он начал нас сравнивать с известным центром сжижения газа Катаром. Но добыча Катара в пять раз меньше, чем одного нашего Ямала. Поэтому как это можно сравнивать? Новая логистика требует новых решений, требует времени. Мы видим, что есть дискуссия по новым системам трубопроводным на Восток. Решения эти обсуждаются.
Понятно, решения все сложные, комплексные, завязанные на разные процессы. В любом случае у нас впереди запуск первой очереди проекта «Арктик СПГ – 2». Мы больше, чем удвоим производство сжиженного газа на Ямале. И здесь весь мир открыт перед нами. Газовоз может поехать куда угодно.
Несмотря на то, что тут каких-то грандиозных открытий, грандиозных проектов, Нового Уренгоя и Ямбурга мы вряд ли найдём, но более профессиональная, более сложная добыча в уже абсолютно освоенном регионе, где построена система трубопроводов, где есть энергетика, дороги, всё необходимое хозяйство, где, самое главное, живут первоклассные коллективы, профессионалы, – здесь я тоже абсолютно убеждён, и сегодняшние технологии дают перспективу десятилетий работы, активной работы, инвестиций, новых проектов, новых рабочих мест. А если мы заглянем за горизонт технологий, который всегда нас догоняет в тот или иной момент, то значит это будет ещё дальше. Соответственно, никаких здесь проблем нет».
2 минуты
10 декабря 2023