24 подписчика
Дворовой. Сказки бабушки Оли.
В районе пяти часов по полудню, деревня затихала. Солнце ещё грело, но уже не так настойчиво, казалось, даже ветер стихал. Наступала очень важная пора – дойка. Внучка, с живым интересом, наблюдала, как споро бабушка доила Пеструшку. Тонкие струи молока, звонко и ритмично били в металл ведра. Этак вжик, вжик, вжик, вжик. Маленькой непоседе очень захотелось самой надоить полное ведро, о чём она тут же, сообщила бабушке.
– Эх, милая. Корова же не игрушка, тут с толком и лаской надо. Если неправильно делать, то заболеет кормилица и Дворовой не поможет.
– Бааабушка! А Дворовой он Домовому друг?
– Брат. Домовой по дому за хозяйством присматривает, а Дворовой скотину да птицу бережёт, смотрит чтоб двор в чистоте да порядке был. Да и чтоб люди в ладу жили.
– А как это… «в ладу»? – девчушка, задумавшись, представляя, что бы это могло значить, подняла глазёнки к небу, разукрашенному облаками, а прутиком в правой руке, которым она отгоняла мух, начала выводить в воздухе загогулины.
Бабушка, с трудом, распрямилась, вытерла лоб уголком, повязанного платка, с особой нежностью, огладила бок коровы, и взяв ведро, вышла из хлева, с ведром парного молока.
– А «в ладу», лапушка, это когда всё рядком. Тихо, да споро, без шума лишнего, без барагоза, мирно. Знаешь, как говорят: «миром дело сделали» или «всем миром сдюжили». Ни Дворовой, ни брат его, очень скандалов не любят. И людей скандальных тоже. Ведь в деревнях, испокон веков как повелось? Всё решали миром, и делали всё миром. Т.е. все вместе. Общиной. Обществом. А иначе, и телегу с дороги не сдвинешь.
– Так Дворовой с Домовым запрещают ругаться?
– Нет, милая. Они этого не любят, наказать за это могут. А запретить… Человек он свободный, сам решает, как ему быть. Чтить законы, али нет. Так вот ругаться жизнь запрещает, ибо всё одно боком выйдет. Т.е. криво, наперекосяк.
Они сели на лавочку у завалинки, в тени от веранды, бабушка обняла девочку за плечи, и глядя на дальний лес, что за полем прятал горизонт, начала рассказ.
– Всё вокруг нас называется «мир». И всё в нём своим порядком устроено, и так, спокон веков, течёт, как река. И каждая зверушка, пташка, травинка да былинка, уважения заслуживает и добра.
– Даже злой серый волк?!
– Даже волк. Да и не злой он. Он своей жизнью живёт, мы своей. Бывало охотники выручали и волков. Волчат, оставшихся без волчицы, али раненых. Волчата то, вместе с собаками вырастали, да и жили с людьми, даром, что зверь дикий. Ибо с младенчества доброту да ласку от человека видели. Да и дикие добра не забывали. А что хищник он, так на то и хищник. Сторожко с ним надо. Мир он не добрый, не злой, он правильный, покуда человек его рушить не начинает. И как бы тяжко не было, с улыбкой и добром к миру, и воздастся.
– Бабушка… Я больше никогда-никогда ругаться не буду! Даже с Тимохой!
Поцеловав внучку в загорелый лоб, и ещё теснее прижав к себе, женщина запела. С лёгкой грустью, с теплым светом, с надежным покоем. И ветер, с воробьями, понёс песню по округе. И то в одном, то в другом дворе отозвались женские голоса. Разные. Высокие, низкие, с чистотой ручья, и хрипотцой щерблённого колокола, но наши. От земли. Испокон веков.
09.12.23
2 минуты
9 декабря 2023