Найти тему

В первую очередь такая труднодостижимая задача потребовала от него громадной работы над самим собой.

Не случайно остановился Суворов на Цезаре. Перелистывая труды знатока римской истории Меммсена, мы поразимся необычайным сходством духовных проявлений у обоих великих людей, разделенных 1.800 летним промежутком времени. Краткий перечень характерных черт Цезаря: богатство дарования; высокое напряжение духа и сердца и такая же бодрость физическая; высокий дар интуиции; реалист, положительного склада ума, чуждого утопий и фантазии; способность чрезвычайного сосредоточения энергии на потребностях настоящей минуты, отбрасывая все что могло бы её ослабить; необычайная всесторонность ума; никогда не изменяющая ясность мысли; самостоятельность, не допускающая над собой ничьего господства; умение находить для каждой задачи наиболее соответствующий способ решения; активность, всегда и во всем; невероятное упорство тогда, когда казалось-бы все потеряно. Наконец, необходимо подчеркнуть, как качество весьма редко встречаемое, что Цезарь избежал ошибки многих людей, одинаково с ним рожденных, - «переносить на политику военный, командный, тон» и обладал способностью «по характеру успеха определять его естественные границы». Своими усилиями Суворов выработал в себе все эти необходимые качества.
Задавшись целью догнать, если не перегнать своего великого учителя, Суворов свою задачу полностью осуществил, но уже своим, личным, чисто русским путем, им самостоятельно пробитым.
Насколько Суворов глубоко понимал облик Цезаря он очертил в одной из бесед своим офицерам словами: «Герой, о котором я говорю, смел – без запальчивости, деятелен – без легкомыслия, покорен – без унижения, начальник – без высокомерия, любочестив –без гордости, тверд – без упрямства, осторожен – без притворства, основателен – без высокоумия, - без примеси (без посторонних влияний), расторопен- без коварства, искренен – без простосердечия, приветлив – без околичностей, услужлив – без корыстолюбия, решителен – убегая известности (не на показ, а на деле)».
В течении всей своей жизни, пользуясь каждой свободной минутой, он пополняет свое общее образование. Он посещает лекции «Дворянского полка» (кадетский корпус) во время своего пребывания в полку в Ст. Петербурге. Усиленно изучает историю -общую и русскую, географию, естественные науки, главным образом физику, увлекается богословием, психологией и переходит на изучение философии по Лейбницу и Вульфу. Он предпочел Лейбница модным философам 18-го века, что характеризует образ мышления Суворова. Лейбниц является в философии представителем необычайного богатства мыслей, затрагивающих все стороны духовной жизни человека, к которым постоянно возвращаются современная философия для обоснования своих положений, в отличие от сухого, узкого рационализма 18-го века, не признававшего ничего кроме чистого разума, все разлагавшего и обесценивавшего, Лейбниц был оптимистом и во всем искал полной гармонии среди явлений мира. Несмотря на то, что он был величайшим идеалистом, Лейбниц считал, что война естественное явление в природе. Известен его афоризм: «вечный мир возможен только на кладбище». Суворов ознакомится с творениями большинства известных писателей и, даже переписывается с рядом из них, как например, с Вольтером.
 
. А.В. Суворов так описал свое отношение к обязанностям в известном обращении к грядущей молодежи: «Потомство мое прошу брать мой пример – избегать праздности, уныния, лености, празднословия...  всякое дело начинать с благословения Божия и до издыхания быть верными Царю и Отечеству».
 
Будучи большим русским патриотом, он сознавал, что веяния 18 века были опасны для русского народа. Он не мог спокойно относится к философии «чистого разума», отрицавшей духовное начало, не терпел Жан Жака Руссо. Он верил в русское великое будущее, миссию русского народа.
3 минуты