92 подписчика
(В нашей небольшой статье невозможно даже в вкратце пересказать всех статей воинского устава Петра Великого. Одна из статей указывала, что прапорщик полка, кроме того что был ответствен за хранение и состояние знамени, обязан был заботиться о благосостоянии солдат. Он должен был в свободное время оказывать всевозможную помощь солдатам, не только по службе, но и в личной жизни. Вследствие этого, солдаты в бою защищали не только знамя, но и обожаемого прапорщика, который являлся им «отцом родным» и помощником в жизни). К сожалению, ко времени, когда Суворов начал свою воинскую карьеру, принципы устава Петра I были вытеснены прусской школой, а требования устава Петра 1 - выдвижения за способность, знания и личную храбрость были заменены продвижением благодаря семейным и личным связям при дворе.
В то время часто до 50% солдатского состава в гвардейских полках составляли дворяне. Они не несли обыкновенной солдатской службы, нарядов, хозяйственных служб и жили на частных квартирах, имея слуг[2]. С производством в унтер-офицерский чин дворяне-солдаты приравнивались к офицерам. Им поручались важные поручения. Так А.В. Суворов был послан с поручением в Вену, где пробыл полгода.
Молодой Суворов был человеком своей эпохи, пользовался всеми привилегиями своего происхождения. Однако, проходя службу в полку, Суворов имеющий хорошие знания и зачатки, приглядывается к солдатской массе и, как гениальный психолог-провидец, стал понимать самые глубокие и затаенные побуждения русского простолюдина. Он своим интуитивным чутьем угадывает на какие пружины необходимо нажимать при воздействии на солдатские массы, для получения желательного эффекта.
Однако, разочарование в окружающей его помещичьей среды, из которой он вышел, оставило на нем глубокий след. Самолюбивый, откровенный и честный характер его прорывал неоднократно в наружу и мешал ему в отношениях с начальством, включая и с монархами. Не раз его отстраняли от службы. При его способностях и знаниях он мог бы продвинуться гораздо скорее и безболезненнее для себя. Когда он был произведен в поручики в 25 лет, Румянцев был уже генералом.
Из полковой жизни А.В. вынес отвращение к распущенности и небрежному несению службы, и сам становится образцовым служакою и сторонником сурового воспитания солдата. Из отрицательного управления полка «Полковыми Штабами», он становится убежденным сторонником единовластия и «полной мощи» полководцу, какой он, на его несчастие, никогда иметь не будет. Барство, изнеженность его окружающей среды вызывает в нем стремление к спартанскому образу жизни. Невзыскательность, неприхотливость, крайняя простота всей жизненной обстановки были у него стандартом.
Сопоставление требований устава Петра Великого, в который твердо верил и его отец, с отношением окружающей его дворянской по-мещански военной среды и дало молодому Суворову стимул делать ударение на развитие в русском солдате чувства личного достоинства, при чем к этому он прибавил обращение на простом разговорном языке. Исходя из этого, он проводил свою школу не только для того, чтобы солдат исполнял приказания, но, и чтобы он понимал причины зачем необходимы те или другие приказы.
Во время командования Суздальским полком (суздальское учреждение) Суворов даже занимался с солдатами грамотой, Законом Божьим и даже составил краткий катехизис на понятном простым солдатам языке.
.
Поставив себе целью выработать из себя полководца, Суворов всю свою жизнь производил над собою работу, обнимавшую все стороны подготовки вождя к своему назначению – умственную, волевую и физическую, и всем им придавал весьма важное значение.
С очень ранних лет его пленяет образ Юлия Цезаря, в котором его детский инстинкт подсказывает сродство их душ. Позднее в юные годы он ставит себе задачу воскресить дела великого полководца и государственного деятеля и предпринимает совершенно самостоятельную работу по перенесению идеалов Цезаря на русскую почву, столь непохожую на античную римскую.
3 минуты
7 декабря 2023