91 подписчик
Это касается не только к русским частям под командой Суворова; При общих операциях, когда принимали участие иностранные войска, они в свою очередь из кожи лезли чтобы не отстать от русских войск. К тому же Суворов не терпел «местничества» и умел примирять не только в своих частях, но даже среди высшего начальства. Последняя приносила успех потому, что у Суворова над всем стоял большой общий интерес, который был дорог всей воинской семье.
Когда ген. Милорадович в бою под Леско поставил свои войска под команду начавшего бой, но младшего по чину, ген. князю Багратиону, Суворов объявил об этом в приказе по армии и сообщил об этом Государю.
Наивысшее проявление воинского братства мы имеем в примере Швейцарского похода, когда маленькая 20.000 армия, брошенная союзниками, оторванная на тысячи верст от Родины среди негостеприимной швейцарской природы и в этой армии находился сын Императора Всероссийского (Константин), великий русский полководец, генералы, скромные офицеры и последний солдат одинаково делят все боевые невзгоды и все проникнуты одним стремлением: спасти честь России, честь Государя, не посрамить Земли Русской, - то мы имеем тот идеал священного воинского братства, выше которого, здесь на земле, и быть не может!
Сам Суворов требовал, чтобы у его подчиненных всегда стояла перед глазами не только та и или иная отрасль воинского обучения, но представлена возможно полная картина всей воинской школы, насколько можно ее охватить глазом. Просматривая его «Словесное поучение солдатам о знании для них необходимом», то на ряду с указаниями строевого учения, наряду с умением обращаться с оружием в бою, в наступлении, оборона от вражеского оружия, походных движений, военно-административного характера, мы находим указания о личной гигиене и лечению болезней. Также наряду с указаниями не выходящих из круга знаний солдата, помещены указания тактического и даже стратегического характера, например, «Атака в тыл очень хороша для небольшого корпуса, армией заходить тяжело». Все перемежается указаниями, поучениями за какие высокие идеалы должен умирать солдат, «грех напрасно убивать» просящего пощады, а также и целых ряд выражений, перешедших в поговорки – «пуля дура-штык молодец» ... «ученье свет – не ученье тьма»,» За ученого трех неучёных дают; нам мало трех, давай нам десять за одного! Всех побьем, повалим, в полон возьмем» и т.д. Поставив целью создать непобедимое воинское братство, Суворов призывает своих подчиненных: «Умирай за Дом Богородицы! За Батюшку! За Просветлевший Дом! Церковь Бога молит. Кто останется жив, тому честь и Слава». Нигде нет и намека на личные или классовые интересы. Всюду выдвигаются высокие идеалы, на коих покоится государственная жизнь – Вера, Престол и Закон.
Во всем у Суворова лежала глубокая религиозность.
Религиозность он воспринял в своей семье, а к старости он даже стремился поступить в монастырь, когда ему казалось, что военная карьера его уже закончилась. Он любил чтение библии, знал в совершенстве круг церковных богослужений, любил церковные песнопения. Твердо выполнял все посты, без исключения от времени и места, даже во время серьезных болезней. Был весьма ревнив в вере и старался передать это всем солдатам. Он строил церкви куда бы его не забросила служба.
В Суздальском полку он первым делом построил церковь, потом построил школу для солдат, занимался солдатами грамоте, историей, Закону Божьему и составил для них молитвослов и краткий катехизис.
Ставя высоко свою православную веру, он постоянно работал над тем, чтобы поднять престиж духовенства среди своих крепостных крестьян. В то же время он был чужд нетерпимости к остальным инославным исповеданиям и относился с уважений к протестантскому и католическому клиру. Не было в нем и отрицательного отношения к староверам, которые в то время притеснялись как правительством, так и церковью, и общественностью. Даже в войнах с Турками и татарами, которых он называл «нехристями, басурманами, варварами», он не пользовался религиозным фанатизмом для воодушевления войск в бою.
3 минуты
7 декабря 2023