40 подписчиков
"Обида на судьбу уже не гложет...
Уроки жизнь дает ценнее день ото дня...
Я благодарна всем, кто без меня не может...
И не мешаю тем, кто счастлив без меня."
Эта позитивная фраза созвучна с моим мнением,отношением к жизни.
Евдокия
Стоял август. Природа в том году как – то перепутала все крестьянские приметы и к приходу Евдокии-сеногнойки установилась тёплая, солнечная погода, даже росы ещё не выпадали, так как ночи стояли такие же тёплые, как и дни. Травы выросли на славу и крестьяне торопились сметать все копны в огромные зароды. Не за горами уже и уборка зерновых посевов и не успеешь оглянуться, как огороды тоже надо освобождать от картошки и прочего овоща.
Вот в такое тёплое и солнечное утро, Прасковья Васильевна, собиравшая обед в поле, почувствовала, что не сможет сегодня быть помощницей мужу, скорей всего сегодня она разрешится, то есть, произведёт на свет дитя. «Хорошо бы парень», подумала она.
К обеду благополучно родилась девочка. На другой день она была оставлена с соседскими девчонками: Марией и Ниной, которые и притащили её в церковь крестить, и наречена она была в честь святцев – Евдокией.
Росла крепкая спокойная девочка, а родные кликали её Дуняшкой. Мать с ней была ласкова, а отец строг, может потому, что не была она похожа ни на него, ни на мать, а больше на бабушку Ольгу по материной линии. В глазах тёщи при встрече, он всегда читал молчаливый укор, за судьбу дочки. Теперь же «портрет» тёщи бегал перед его глазами и, скорее всего это раздражало его, а может то, что весной, на третьем году жизни переболела она оспой, отчего лицо её осталось в круглых отметинах, и было наглядным укором, за то, что не следили, не уберегли ребёнка.
Между тем девочка росла крепенькой, очень спокойной, послушной, не доставляла особых хлопот родителям. Природное трудолюбие любознательность проявлялось в ней, как говорится «с малых ногтей». Вот соседка, бабушка Матрёна, показала как–то как вязать режёвки (сети рыбацкие) и девчушка поняла, к вечеру уже ловко орудовала челноком для вязания. Всё чаще забегала к бабушке, чтобы посидеть с ней за работой, так и овладела этим мастерством, а было то ей, всего годочков пять. Обещала тогда бабушка-соседка научить её и вязки вязать и филейные скатёрки расшивать, да только человек предполагает, а Бог располагает, как говорится. Мама тогда заболела, после маленького и много домашней работы приходилось делать уже Дуняшке, даже воду из колодца доставала она сама, чтобы в дом принести или скотину поить. Казалось бы, тогда и мог бы отец проникнуться особой заботой и любовью к дочке, но выходило наоборот. Отец всё больше раздражался, если что-то не получалось у девчушки и прикрикивал на неё, вместо того, чтобы приласкать да пожалеть. Однажды, доставая воду из колодца, Дуняшка пролила её на его портянки и получила за это ковшом по мягкому месту. Может, и не так больно было, как обидно, и она уж больше никогда не могла искренне, со всей детской непосредственностью проникнуться к нему любовью. К зиме мать пошла на поправку, отец повеселел.
В восемь лет девочка пошла в школу. Удивительно легко училась: быстро научилась читать, запоминать стихи и тексты, даже молитвы, особо хорошо ей давалась математика, нравилось и самой ей учиться. В семье уже подрастала маленькая сестрёнка, мама здорова, отец весел, все сыты - жизнь дома налаживалась…
Вдруг, как ураган, налетела коллективизация: взрослые в деревне собирались на улице, спорили, кричали, скотина ревела, не хотела уходить из тёплых пригонов, всё смешалось, хоть их семью и не считали кулаками, а Бурёнку пришлось отдать в колхоз. В семье, как и в деревне, стало неспокойно, всё время ощущалась какая-то тревога: отец приходил ночью, когда дети спали, и уходил рано, пока спали, все заботы по дому и работа в огороде, в поле легла на плечи мамы.
Дуняшка очень любила маму взаимной безусловной любовью, а река жизни текла с крутыми и опасными поворотами...
3 минуты
7 декабря 2023