22 подписчика
История великого противостояния: маркетплейсы, предприниматели, закон
Часть 2. ШТРАФЫ
Многие партнеры маркетплейсов считают необоснованными и бездоказательными выставляемые им штрафные санкции. Похоже на злоупотребление положением сильной стороны договора.
Если быть точным, то 37,5% партнеров, участвовавших в исследовании, называют причиной недовольства сотрудничества с маркетплейсом именно необоснованные списания. Так, средний размер начисленных штрафов на одного участника исследования в 2022 году составлял 105 033 руб. В 2023 году уже 245 570 руб., прирост составил целых 234 %.
Для пунктов выдачи заказов основным штрафом (порядка 80%) является неустойка (удержание) за подмену товара.
Маркетплейсы не разбираются по какой причине возникли проблемы с товаром — логисты разбили, украли потребители, ошибка распределительного центра или продавец допустил ошибку. Вся ответственность ложится на плечи пунктов выдачи.
Необоснованные штрафы превратились в отдельную статью дохода маркетплейсов. Только Wildberries в 2022 году заработал на штрафах 8 млрд рублей. Это почти половина от всей прибыли компании за прошлый год.
Предложения «Справедливой России — За правду»:
➡️ ввести обязательное мотивированное письменное уведомление при принятии решения о наложении штрафов;
➡️ наличие письменного согласия контрагента (партнера) маркетплейса о списании штрафа.
1 минута
7 декабря 2023