Найти тему
8737 подписчиков

Главный рождественский фильм сезона – «Оставленные» Александра Пэйна


Не так давно в цифре стал доступен The Holdovers, один из главных фаворитов наградного сезона – режиссёр, неудачно поэкспериментировав с фантастикой («Короче»), вернулся к своему излюбленному формату: историям о замкнутых одиночках, переоткрывающих столь нелюбимый ими окружающий мир. В данном случае речь идёт о преподавателе престижной академии Бартон, вынужденного делить кампус в канун Рождества с проблемным второгодником и печальной поварихой, оплакивающей сына, погибшего во Вьетнаме.

Если вы видели фильмы Александра Пэйна, которые он снимал последние двадцать лет, то считайте, что вы видели их все – с минимальными отклонениями на оптику и место действия; здесь, например, виртуозно воспроизводится стилистика 70-х, вплоть до титров и по-хорошему ностальгического саундтрека – иной зритель, плохо разбирающийся в современных артистах, мог бы на полном серьёзе принять кино за артефакт полувековой давности.

Это ни в коем случае не укор, и даже наоборот – спрятавшись за ретро, Пэйн рассуждает о вневременных, универсальных ценностях: кто рискнёт спорить, что история столкновения таланта и привилегий на фоне варварской военной кампании во Вьетнаме именно сегодня звучит особенно пронзительно, пусть автора в первую очередь, как и всегда, волнует судьба маленького человека, а не оттеняющие её глобальные катаклизмы.

Драматический пафос, выражающий эту судьбу, конечно, и не думает избегать общих мест: тут вам и «Запах женщины» (тот, что с Пачино), и «Общество мёртвых поэтов», и пэйновский же «На обочине», из которого Джиаматти перекочевал практически без изменений – разве что теперь его бытовой алкоголизм оттеняет не увлечение вином, а широкие познания в античной истории и философии.

Также стоит выделить партии Доминика Сессы и Давайн Джой Рэндальф – обоим достались утрированные типажи, ход развития которых угадывается на три шага вперёд, и оба несут этот крест с редким для профессии благородством (последняя так ещё и наверняка заберёт «Оскар»). В сущности, единственная серьёзная проблема «Оставленных» – в упомянутой предсказуемости, дополнительно лакированной душноватыми сантиментами; подкупающе тёплый тон рассказчика успешно растворяет большинство из них, но в финальной трети на зубах нет-нет да и поскрипывает сахар.

Отрезвляющая печаль здесь в том, что Пэйн, сплотив одиночек за праздничным столом, понимает – оставленность это не состояние момента, а состояние души; и Рождество здесь – не билет в счастливое будущее, а краткий миг единения, отпечатывающийся в сердцах главных героев пожелтевшей фотокарточкой. Нам же остаётся сказать ему, Пэйну, большое спасибо, что решился продемонстрировать её зрителю.

#Новинки
Главный рождественский фильм сезона – «Оставленные» Александра Пэйна  Не так давно в цифре стал доступен The Holdovers, один из главных фаворитов наградного сезона – режиссёр, неудачно...
2 минуты