Найти тему

"Дело в том, что, если разобраться, положительный герой Свадьбы Фигаро — это граф Альмавива. Сам масштаб личности Альмавивы и его оппонентов — принципиально несравним. Вдумайтесь, кто таков граф — боевой офицер, командир полка, в мирное время коррехидор Севильи, явно за выдающиеся заслуги назначенный послом одной сверхдержавы того времени (Испании) — в другой (Англии), в дальнейшем вице-король Мексики. Это суперличность на супердолжностях с высочайшим уровнем ответственности (и Бомарше — по роду занятий — это хорошо понимал).


По взглядам он либерал (тогдашний, во времена испанской колониальной империи либерал — это совсем не нынешний либерал). Совсем не случайно простые крестьяне его боготворят, хотя Моцарт и Бомарше иронизируют, что боготворят его не за то, что «ярём он барщины старинной оброком лёгким заменил», а больше за то, что он отменил право первой ночи; к нему идут за справедливостью рабочие люди — и крестьяне, и садовник, и ключница, и доктор, и учитель музыки. Бомарше в последней пьесе характеризует его так: «Граф Альмавива, испанский вельможа, благородно гордый, но не надменный.» Масштабнейшая фигура.

При всей его огромной власти коррехидора — он ни разу не самодур — пойманного на подделке воинских документов парикмахера он не судит, не отправляет пороть на конюшню, а дает оправдываться, и хитрый цирюльник обманывает графа; Альмавиве и в голову не приходит воспользоваться своим правом первой ночи; вконец испорченного подростка — бездельника Керубино, впавшего во все мыслимые извращения — тот уже стал переодеваться и в женщин — он отправляет на перевоспитание в тогдашний вариант кадетки, «в полк», но как только выпадает возможность другого решения — женить испорченного подростка — Альмавива его тут же прощает.

А кто против него? Скверный парикмахер — враг труда (Фигаро, как мы знаем из предыстории, с позором выкидывают с должности помощника городского аптекаря, на которую его граф устроил), камеристка, жена-никчемная бездельница. Самые социальные паразиты и есть. В итоге мы имеем картину: придворные бездельники против воина и масштабного реформатора.

Перефразируя классика — у нас нет оснований идеализировать кого-либо из них, но совсем уже недостойно смотреть на сурового воина глазами тупого и алчного лавочника.

И тем не менее, в мелочных интригах гаремного характера масштабнейшая фигура — Альмавива проигрывает кучке паразитов, и Моцарт и Бомарше показывают, что иной итог просто невозможен. Гарем — это площадка для торжества парикмахеров и камеристок.

Моцарт заставляет задуматься: что с нами случилось?

И здесь глубочайшая — нет не трагедия — тут нет ничего страшного — глубочайшая драма фигуры Большого стиля, столкнувшегося с парикмахерами и камеристками. И такое понимание Свадьбы Фигаро сразу порождает кучу глубинных смыслов. И все сразу становится на несколько порядков интереснее".
2 минуты