4644 подписчика
Акционерам «М-видео» нужно еще чуть-чуть подождать
«М-видео» неважно отработало за 1 полугодие 2023 года: выручка упала на 18% относительно 1 полугодия 2022 года, себестоимость товара и расходы на ведение бизнеса снизились, но расходы на проценты по долгам увеличили убытки до 6 млрд рублей. И это при долге в 92 млрд рублей.
Генеральный директор «М-видео-эльдорадо» Сергей Ли дал интервью. Обычно подобные интервью выходят слишком позитивными. Поэтому мы решили дополнить выжимку из этого материала собственными наблюдениями, но курсивом. А выводы в нашем телеграм-канале сделаете вы сами.
Влияние санкций на бизнес. Большинство западных и часть азиатских брендов бытовой техники и электроники приостановили работу в России с февраля 2022 года. «М-видео» пришлось инвестировать в логистику параллельного импорта техники и трансграничные переводы платежей. Доля самостоятельного импорта увеличилась с нуля до 30%, при этом расходы по продвижению такого товара лежит на ретейлере.
Кредитное агентство «Эксперт РА» отмечает, что разрешение Минпромторга на параллельный импорт техники в обход правообладателя снизило барьеры для огромного числа мелких торговцев электроникой, потому что теперь не нужно разрешение правообладателей. То есть «М-видео» не получила с разрешения какой-то уникальной выгоды. Единственное, что защищает бизнес, — это широкая сеть магазинов и собственные логистические центры.
Договорились с банками. По итогам 1 полугодия 2023 года «М-видео» нарушила договоренности с кредиторами, которые могли потребовать досрочного погашения кредитов. Но компания договорилась с банками, и те не будут требовать досрочного погашения.
Долговая нагрузка выросла из-за авансовых платежей за товар и самостоятельного развития импорта продукции. Сергей Ли считает, что самые сложные времена уже прошли. Компания планирует к концу года снизить долговую нагрузку.
Компании нужно вернуться к прибыльности, которая была в 2020 году. Но это было в период резкого спроса на бытовую технику для работы дома из-за ковидных ограничений, меньшей популярности маркетплейсов и наличия иностранных брендов.
В сентябре 2023 года председатель Ассоциации владельцев облигаций заявлял, что у компании не хватает реальных активов, которые можно продать, и денег, чтобы погасить текущие долги. Нужно рефинансировать долги, то есть менять длительность погашения в обмен на уменьшение процентной ставки.
Про конкуренцию с маркетплейсами и физические магазины. Глава «М-видео» не боится роста популярности крупных маркетплейсов, компания рассматривает их как «партнеров по рынку». «М-видео» использует их, чтобы продавать часть товаров на этих площадках.
«М-видео» планирует и дальше расширять физические магазины по всей территории России. До конца года планируют открыть более 60 новых компактных магазинов. Новые крупные торговые центры открывать не планируют. В комментариях к отчету за 1 полугодие отмечалось, что открытые в этом году магазины показали продажи на 15% выше плановых.
Сами физические магазины становятся логистическими хабами, которые позволяют доставить онлайн-заказ за два часа. Также их используют для того, чтобы посмотреть товар вживую. Еще одним преимуществом компании может быть сервис и обслуживание товаров после приобретения.
Компания отмечает, что оборот маркетплейса вырос в 3,5 раза за восемь месяцев 2023 года, при этом спрос растет в крупных городах и в категории крупной бытовой техники.
Стоит отметить, что в подобную ситуацию уже попадал американский ретейлер техники Best Buy. Клиенты приходили посмотреть на товар, а затем заказывали его на Amazon по более низкой цене. В итоге Best Buy пришлось изменить бизнес-модель и брать деньги за размещение товара на полках, инвестировать в продвижение товара и выставочные залы. Но подобная стратегия вряд ли доступна «М-видео»: большая часть крупных брендов ушла из России.
👍 — Сергей, верим! Спасай рабочие места
🍾 — Ну-да, ну-да
3 минуты
6 декабря 2023