Найти в Дзене
91 подписчик

Африка: Нюансы борьбы за “французское наследство”

#африка

Продолжается процесс постепенного “выдавливания” Франции из ее бывших африканских колоний, где до последнего времени военно-политическое и экономическое влияние Парижа было доминирующим.
5 декабря представитель правительства Мали Абдалла Майга и представитель Военного совета Нигера Абд ар-Рахман Амаду выступили с совместным заявлением, в котором сообщили о денонсации 2-х конвенций, подписанных Мали и Нигером с Францией в 1972 году, касающихся двойного налогообложения, регистрационных пошлин, налогов на наследство и доходы.
В заявлении указано, что “данные Конвенции были направлены на укрепление международного сотрудничества и уз дружбы, однако враждебные действия Франции к нашим государствам противоречит этому”.
Ранее Нигер разорвал договоры о военном сотрудничестве с Евросоюзом и Францией.

О том, что Ниамей – в ответ на отказ ЕС от ежегодного платежа в $5 млрд. в пользу “хунты” – на прошлой неделе отменил уголовную ответственность за услуги проводников через Сахару [30 лет тюрьмы при свергнутом “демократическом” президенте!], тем самым вновь открыв главный маршрут миграции африканцев в Европу через порты Ливии, мы уже писали [см. ссылку].

Также Нигер и Буркина Фасо вышли из профранцузского оборонного альянса G5 – Сахель [годом ранее это сделала Мали], оставив в нем только Чад и Мавританию, которые сегодня заявили о начале процедуры роспуска альянса.

Непосредственная связь всех этих событий с визитом российской военной делегации во главе с замминистра обороны РФ Юнусом Евкуровым в Нигер очевидна.
Речь идет о создании тройственного союза Нигера, Мали и Буркина-Фасо, при этом в двух последних официально присутствуют как российские военные, так и ЧВК – “наследники” группы “Вагнер”.
В то же время, французские войска уже выведены из Мали и Буркина-Фасо, а Нигер они должны покинуть до конца года.

Но это – только одна событийная линия, не несущая особой интриги.
С другой стороны, вчера – 5 декабря – посол США в Нигере Кэтлин Фитцгиббон вручила верительные грамоты Министерству иностранных дел Нигера, тем самым de jure признав военные власти Ниамеи.
Интересно, что Фитцгиббон прибыла в страну в августе, но не спешила вручать верительные грамоты новым властям, хотя не покидала страну и не комментировала происходящие события.
Ранее США осудили военный переворот, но прибывшая на встречу с военными Виктория Нуланд ограничилась лекцией о правах человека, в первую очередь – свергнутого президента. При этом Вашингтон не высказывался в поддержку военной операции ECOWAS против Нигера, которую какое-то время безрезультатно пытался организовать Париж.
По африканским меркам диктатура оказалась весьма либеральной – без свободы слова, но и без репрессий.
Благодаря гибкости в стиле realpolitik Вашингтон, в отличие от Парижа,
сохранил под своим контролем крупную военно-воздушную базу 201 в районе города Агадес на северо-востоке Нигера. Авиабаза служит центром разведки и наблюдения в странах Сахеля и оснащена ударными беспилотниками и транспортными самолетами.
Кроме того, на территории Нигера по-прежнему находятся около 1000 военнослужащих США, – для противодействия “исламистам” и “джихадистам”, действующим в регионе Сахель.

Но, несомненно, у Штатов имеется еще одно соображение, ради которого они готовы легко поступиться высокими демократическими принципами. Это – уран, по добыче которого Нигер занимает почетное 7-е место в мире и ок. 5% мирового рынка. После того, как Ниамей отказался поставлять уран Парижу, Вашингтон обратил свой блуждающий взгляд на Нигер и понял, что не такая уж там и диктатура.
“Красота игры” Вашингтона заключается в том, что Штаты рассчитывают нигерийским ураном частично или полностью заместить российский, который составляет примерно 20% топлива для американских АЭС.
Впрочем, это пока что планы…
3 минуты