Найти в Дзене
3156 подписчиков

Большой творческий успех сериала «Слово пацана» не подлежит сомнению. Даже русофобия официального Киева не помешала украинским подросткам фанатеть от нового русского кинопродукта и косплеить его героев! С учетом сегодняшних реалий одно это уже дорогого стоит.


И как всякое смелое художественное высказывание, сага о молодых казанских хулиганах 1980-х годов вызывает полярные суждения. Зачем это вообще показывать? —Вы подаёте дурной пример современной молодежи! —Всё было совсем не так, а по-другому! И т.д. и т.п. Безусловно, создатели сериала рады любой критике, так как это только повышает его популярность, и всячески подбрасывают дровишек в костёр.

Но есть одна тема, которая при обсуждении нового телехита пока затронута слабо. Тотальная криминализация казанских улиц непосредственно предшествовала драматическим событиям следующего десятилетия — «лихих девяностых». И связь между этими двумя эпохами не просто хронологическая: многие из подростков 1980-х стали известными бандитами, наводившими ужас не только на Казань, но и на Петербург и другие крупные города. Бандитский стиль трагического десятилетия рождался в том числе и на казанских улицах.

Принято считать, что рыночную революцию в России подготовили бесстрашные диссиденты, умные завлабы, либеральные партократы. «Слово пацана» показывает, что у неё были и другие, возможно, не менее влиятельные отцы. Вообще, вопрос установления причин и следствий давно занимает историков. Его вновь и вновь поднимают в отношении самых разных событий. Об одном из самых интересных исследований такого типа читайте в новой рецензии Валерия Фёдорова на книгу Роже Шартье «Культурные истоки Французской революции».
1 минута