11,3K подписчиков

Николай II и «подавленная агрессия»


Описывая характер последнего российского императора Николая II, современники неизменно отмечали его самообладание, сдержанность и почти «нечеловеческое» спокойствие даже в самых трудных ситуациях. Политик Александр Гучков, принимавший текст отречения Николая от престола, был поражён этим спокойствием и позже заявлял: «Всё это прошло в такой простой, обыденной форме (…), что мне прямо пришло в голову, да имеем ли мы дело с нормальным человеком. У меня и раньше всегда было сомнение в этом отношении, но эта сцена, она меня ещё глубже убедила в том, что человек этот просто, до последнего момента, не отдавал себе полного отчёта в положении, в том акте, который он совершал».

Однако в ближайшем окружении государя утверждали, что его «непрошибаемое» спокойствие было лишь маской, которую он снимал только перед самыми близкими людьми. Подруга императрицы Анна Вырубова писала в воспоминаниях, что, приехав в Царское Село после отречения от престола, Николай «как ребёнок рыдал перед своей женой».

В этом контексте некоторые исследователи обращают внимание на странное пристрастие Николая II к отстрелу уличных животных. Среди охотничьих трофеев императора — помимо традиционных для монархов оленей, медведей и зубров — были вороны, бродячие кошки и собаки. По данным Министерства императорского двора, за шесть лет (1896, 1899, 1900, 1902, 1908, 1911 гг.) царь застрелил в сумме 3786 собак, 6176 кошек и 20 547 ворон.

Историк Игорь Зимин предполагал, что таким образом Николай II, привыкший почти всё время скрывать свои эмоции, выпускал пар. По словам Зимина, отстрел уличных животных мог быть «своеобразным выходом для глубоко скрытой агрессивности внешне кроткого царя».
Николай II и «подавленная агрессия»   Описывая характер последнего российского императора Николая II, современники неизменно отмечали его самообладание, сдержанность и почти «нечеловеческое»...