Найти тему
2794 подписчика

Выдержка из интервью с Михаилом Лифшицем, председателем Совета директоров Уральского Турбинного Завода (УТЗ).


Модернизировать нельзя ремонтировать

— Сегодня перед УТЗ стоят масштабные задачи. С одной стороны, в стране есть десятилетиями работающие энергетические турбины, и их надо модернизировать. С другой стороны, часть турбин безнадежно устарела. И надо выпускать новые. Как вы определяете, что можно и нужно модернизировать, а что нужно только менять на новое? Где эта развилка?

— Задач и правда много. Но главная определяется словом «конкурентоспособность». Ведь ее можно потерять. Вспомните, что было написано на кольце у царя Соломона? «И это пройдет». Да, сейчас работают ДПМ, действует постановление № 719 (Примечание ЭПР: постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» с многочисленными изменениями и дополнениями), которое в известной степени защищает предприятия и помогает им, но…

Но все равно нужно быть готовым к тому, что наши рынки будут со временем открываться для зарубежных производителей. И те компании, которые сейчас пользуются системными мерами защиты и на этом фоне расслабились, рассуждая, что у них и так все купят, сильно рискуют лишиться конкурентоспособности.

С таким подходом далеко не уедешь. Поэтому в нашей отрасли важна диверсификация и сбалансированность портфеля заказов — нужно делать турбины не только для защищенной части рынка, но и для переменной зоны — например промышленной генерации.
По возможности нужно еще и экспортировать. Это главный ключ к жизнеспособности и успеху предприятия.

— Михаил Валерьевич, и все же — когда менять, а когда модернизировать?

— Во-первых, это вопрос экономики проекта. Всегда хочется построить новую станцию, новый блок или что-то с нуля. Но не всегда это можно. И причины могут быть разные.

Во-вторых, установка новой турбины влечет за собой и установку нового котла, потому что меняются параметры пара, а также еще и новую инфраструктуру нужно строить. Это большая история, упирающаяся и в ресурсы, и в сроки. И все это вместе подчиняется другому понятию, которое называется «здравый смысл».

Поэтому первый и обязательный этап — оценка ситуации на энергоблоке вместе с заказчиком. Турбина имеет очень длительный жизненный цикл, многие ее детали не изнашиваются даже за долгие годы.

И уже по результатам обследования и экспертного заключения заказчик принимает то или иное решение.

— А где заканчивается ремонт и начинается модернизация?

— Когда мы ремонтируем турбины, мы восстанавливаем их характеристики до состояния на момент выпуска. Когда модернизируем, то меняем характеристики в сторону повышения параметров. Если нужно повысить параметры турбины, соответственно, повышаются и требования к остальному оборудованию, участвующему в работе энергоблока.

Это очень связная история: обследование, оценка ресурсов, оценка времени и надежности, дальше складывается экономическая модель, принимается решение — модернизация или замена.

Не так давно УТЗ реализовал проект по модернизации двух турбин на Автовской ТЭЦ (Примечание ЭПР: входит в ПАО «ТГК-1») в Санкт-Петербурге, где работали две турбины Т-100. Мы добавили им мощности и получились турбины Т-123.

Применение современных технологий, которых раньше не было, позволило увеличить КПД турбин на 9%. Это дает годовую экономию условного топлива — 7500 тонн на каждую турбину (примерно два ж/д эшелона) и сокращение выбросов С02 –12 300 тонн на каждый агрегат в год при том, что рядом с ТЭЦ живут 1,5 млн человек, которые наверняка сказали бы энергетикам спасибо за проделанную работу.

Кроме того, добавилось 220 000 часов работы (такой же ресурс у новой турбины!) и повысилась надежность машины. Добавился целый ряд разных новшеств, включая средства контроля, которые делают эксплуатацию турбины более удобной. Вот яркий пример того, как может выглядеть модернизация.

Читать полностью интервью (мнение о кадровых проблемах, о цифровизации и т. д.) на сайте газеты «Энергетика и промышленность России».
3 минуты