14 подписчиков
Оскароносный триллер «Молчание ягнят» демонстрирует интересное заблуждение своего времени – могущество психоанализа, как инструмента понимания человеческих поступков и мотивов. Хотя за 18 лет до выхода одноименного романа Томаса Харриса Фромм уже писал о кризисе психоаналитических концепций Фрейда, но сюжет насквозь пропитан мотивами Электры и отсылками на структуру бессознательного.
Детектив Джек Кроуфорд умело разглядел в отличнице студентке ФБР лакомый кусочек для Ганнибала Лектера, который в свою очередь безошибочно учуял сиротливую маленькую девочку, скучающую по отцу. Наставничество взрослых, мудрых мужчин и обращение к ним за советами обыгрывает стремление Кларисс заменить фигуру отца, достичь его образа не только бессознательно, но еще и реализуя его путь в рабочей сфере: Старлинг изо всех сил хочет стать агентом ФБР и продолжать дело отца.
Джек Кроуфорд помогает Кларисс идти по реальному мирскому пути: дает ей возможности, продвигает в должности, покровительствует в среде сознательной. На глубоких уровнях же господствует Ганнибал, ужасный кровавый отец-наставник, дающий, однако, непрямые подсказки.
По поводу локаций фильма и их связи со структурой бессознательного можно сказать очевидно, что спускаясь в подземелье к Ганнибалу, где заточены и другие опасные преступники, Кларисс спускается и в свои глубины. Предстает совершенно зеленая и не понимающая перед лицом неизвестного, но всезнающего психиатра, который помогает ей понять и саму себя. В начале фильма очень много неизвестных переменных, бессознательное сокрыто за семью замками и несколькими пролетами этажей.
Спуск героини в подземное царство и получение секретных знаний для дальнейшего пути и реализации личности – довольно архетипический ход.
С течением времени, Кларисс не только разбирается в своих личных мотивах, становится увереннее в желании поймать маньяка, но и параллельно «поднимает» заточенного Ганнибала на поверхность. Ведь именно из-за ее идеи сенатору пришлось перевести доктора Лектера в другую клинику. На верхних этажах зданий и на верхних слоях психики фигура Ганнибала приобретает силу и вспоминает свои давно подавляемые запретные удовольствия…
Фигура Лектера представляет собой злого гения, трикстера, стимулирующего историю, в то время как сам он очень мало появляется на экране. Сидя в тюрьме в изоляции, он каким-то образом оказывается связующим звеном всех главных персонажей. Ему знакомы мотивы и убийцы, и Кроуфорда, и Старлинг.
И он позаботился о том, чтобы Старлинг в одиночку прошла свой путь до финала. Чтобы один на один столкнулась с испытанием. Как будто это ее личное сражение, символизирующее взросление.
2 минуты
16 декабря 2023