Найти тему
18,6 тыс подписчиков

Идея всеоружия Божия (Еф.6:11) всегда была актуальной в истории христианства. Апостолы, святители, святые отцы в течении более чем 2000 лет неустанно напоминали о необходимости брани с невидимым врагом нашего спасения -диаволом, неустанно призывали христиан пребывать в духовных доспехах: броне праведности, шлеме спасения и др.

Однако со временем идея всеоружия Божия претерпела определенную эволюцию, обогатилась новыми смыслами. Весьма серьезный вклад в развитии этой идеи внес преподобный Никодим Святогорец своей книгой "Невидимая брань".
В этой книге святой (1749-1809) наполнил атрибуты вооружения духовного воина новым символическим содержанием.
Так, например, произошло со шлемом спасения. Апостол Павел видел спасение (σωτηρία) в I в. н. э. в жизни, достойной благовествования Христова (Фил.1:27). Спасительным он считал аскетический подвиг: подвиг доброй веры (1Тим.6:12), подвиг покаяния (2Кор.7:10; Евр.12:4), подвиг страданий (Евр.10:32). Шлемом спасения апостол называл поучение в Божественных Писаниях. Для Павла твердая надежда на обетования Христовы и была духовным шлемом (1Фесс.5:8).
Преподобный же Никодим присвоил шлему духовного воина немного иное значение. У святого шлем стал означать (η περικεφαλαία) «совершенное себе неверие и совершенное на себя ненадеяние» (είναι η εκπληρωμένη δυσπιστία και η απελπισία του εαυτού τους). На первый взгляд, это все та же Павлова надежда. Однако Святогорец четко отличает неверие себе и ненадеяние на себя от твердой надежды на Бога. Это не синонимы, но два разных расположения (оружия). Упование на Бога (η πλήρης ελπίδα και εμπιστοσύνη στό Θεό) есть уверенность «в получении от Него помощи по следующему псаломскому свидетельству: «на Него уповало сердце мое, и Он помог мне» (Пс. 27:7)». Неверие себе и ненадеяние на себя также тесно связаны с дерзновенной верой в Бога, поскольку никто «сам собою не можешь делать никакого добра, за которое оказался бы достойным Царствия Небесного». Но если надежда, как добродетель, есть дело самого подвижника, то неверие себе и ненадеяние на себя есть «Божие в нас дело» (βοήθεια από τον Θεό).
Шлем преподобного Никодима – это благодатный дар свыше, неложная помощь Божия, которая подает силы к совершению достодолжного по слову Господа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Шлем спасения является прообразом венца нетления. Этот шлем есть залог вечного единения с Богом и в нынешнем веке и в будущем.
Главное предназначение шлема – защищать духовного воина от люциферовской болезни – гордости, учить его работать Богу с ненадеянием на себя (να εργάζεσαι με την έλειψι εμπιστοσύνης στόν εαυτό σου).
2 минуты
105 читали