237 подписчиков
Свободная игра чрезвычайно важна для нормального эмоционального развития
В игре дети тренируют многие необходимые для нормального развития навыки: физические, двигательные, умственные и социальные.
Кроме того, они упражняют эмоциональные навыки. В игре дети учатся управлять своими страхом и гневом и, таким образом, контролировать эмоции в пугающих ситуациях в реальной жизни.
😱«Опасная» игра
Дети любят играть в захватывающие дух игры. Малышей приводит в восторг, когда взрослые или подростки подбрасывают их в воздух или кружат (но только если высоту подбрасывания и силу кружения определяют сами дети). Еще им нравится убегать от «монстра».
Дети постарше любят кувыркаться, делать сальто, «колесо» и по-другому крутиться; скользить, качаться и вертеться на горках, качелях и каруселях; карабкаться на деревья или стены домов; нырять с высоты в воду или сугробы; гонять на мопедах, велосипедах, скейтах, лыжах и других позволяющих развить скорость приспособлениях.
Кажется, что дети всех возрастов пробуют в таких играх границы своих возможностей.
Обычно они начинают с небольших высот и низких скоростей и постепенно их увеличивают. Они рискуют умеренно. Радость от игры в сочетании с толикой страха дают то несравненное чувство, о котором мы говорим «дух захватывает».
Но, если высота или скорость слишком велики, это уже называется страх.
Мать-природа сделала так, чтобы наши дети играли в такие «опасные» игры, потому что знает: в таких играх они тренируют не только физические навыки, нужные в чрезвычайных ситуациях, но и необходимые эмоциональные навыки.
В такой игре дети дозированно получают тот уровень страха, который способны вынести, только немного меньше того уровня, который может заставить их впасть в ступор.
Таким образом они учатся управлять страхом и не допускать, чтобы он их обезоружил.
Они узнают, что страх нормален и физиологичен, его можно контролировать и преодолеть собственными усилиями. Именно такая тренировка позволяет им расти способными управлять страхом, а не поддаваться ему.
В свободной игре дети также используют много притворной агрессии.
Они играют в драки, подкалывают и дразнят друг друга.
Это не хулиганство, далеко нет.
Даже самые близкие друзья играют так. Тем не менее, игровые драки провоцируют некоторую степень страха, а игровые обзывания заставляют испытать гнев.
Дети, особенно мальчики, часто играют подобным образом, потому что мать-природа знает:
им нужно учиться управлять не только своим страхом, но и своим гневом.
В такой игре они испытывают гнев в тех пределах, в которых могут его контролировать. Такая «агрессивная» игра может происходить только с близкими друзьями, которые доверяют друг другу и знают, что они дерутся и дразнятся для смеха, а не для того, чтобы причинить реальный вред.
Играющие дети иногда вступают в настоящие конфликты, сопряженные с гневом, который останавливает игру и с которым нужно справиться, чтобы игра могла продолжаться. Они учатся контролировать гнев и в игре, и вне игры, потому что хотят продолжать играть, и они знают, что, если «сорвутся», поддадутся гневу и начнут драться по-настоящему, игра прекратится.
В реальной жизни мы часто переживаем вызывающие гнев ситуации, и важнейшим жизненным навыком является умение управлять им, чтобы он служил полезным целям, а не приводил к потере контроля и к поведению, которое может навредить окружающим и нам самим.
В «агрессивной» игре дети обучаются этому навыку и тренируют его.
✔️Этому можно научиться только в свободной игре, без взрослых руководителей и воспитателей.
Когда взрослые рядом, чтобы «защитить» детей от опасности и разрешить их конфликты, они лишают детей возможности научиться защищаться, решать конфликты самостоятельно и управлять своими эмоциями.
Питер Грей (Peter Grey)
Перевод Ирины Гифт
3 минуты
29 ноября 2023