104,8 тыс подписчиков
Одной из причин упорного сопротивления со стороны финнов было и то, что Советский Союз они воспринимали одновременно «с двух негативных для себя сторон».
С одной стороны, СССР для финнов — это «оплот большевизма», «красные», которых сами финны у себя изничтожили ещё в 1918 году. Но уже тогда, в 1918 году, понятие «красный» у «белофиннов» во многом ассоциировалось со словом «русский». Оттуда — Выборгская резня 1918 года, когда «били не по идеологии, а по национальному признаку».
Вместе с этим, финны считали сталинский СССР прямым наследником имперской России. Пока русские белогвардейцы продолжали кричать о том, что «СССР — не Россия», финны думали прямо противоположное. Для них слова «большевизм» и «русский империализм» были синонимами.
«В конце 1930-х годов время кажущейся слабости России осталось позади. Советский Союз, который, несмотря на внутренние перемены, оставался всё той же старой Россией, вернул своё положение великой державы. Нам пришлось иметь дело именно с этой великой державой, потому и проблемы не заставили себя долго ждать...» (с) Ю. К. Паасикиви. Моя работа в Москве и Финляндии в 1939–1941 гг. — М.: Издательство «Весь Мир», 2021.
Впрочем, если Паасикиви и даже Маннергейм осознавали произошедшие в СССР перемены, то другие финские политики не желали признавать того, что Советский Союз набирает мощь. Оттуда — уверенность части финской элиты в том, что СССР не решится на конфликт.
1 минута
28 ноября 2023
2131 читали