Найти тему
87 подписчиков

#чтопосмотреть


Рецензия Дмитрия Шамонова на фильм «Убийца внутри меня». Впервые была опубликована в дебютном «нулевом» выпуске нашего журнала.

Дионисийский психопат — популярный персонаж в современном бассейне мифов. Шизофреник с раздвоением личности, уютно затаившийся за ангельской внешностью. Вспомним хотя бы Нормана Бейтса («Психо»): симпатичный, да что там — стеснительный паренек. И не важно, что труп его матери до сих пор лежит в спальне наверху. Важнее то, что об этом никто не знает и не должен знать…

Вот и Джим Томпсон решил — а чем я хуже Стивенсона с его Джекилом и Хайдом или Блоха с его милым скромником, и написал роман «Убийца внутри меня». В 1976 году книгу уже экранизировали, но Майкл Уинтерботтом снимал не ремейк, а новую постановку того же произведения.

Герой Кейси Аффлека — добропорядочный и законопослушный шериф Лу Форд. Не парень, а загляденье, любимец всего городка. Правда, Лу не таков, каким кажется на первый взгляд. Голос Лу сопровождает повествование — и это сразу начинает действовать на нервы, потому что тональность его речи заунывна, отреченно-спокойна, как и сам персонаж. Видимо, сие — творческий ход Уинтерботтома, ведь в картине Берта Кеннеди эту роль исполнил великий Стейси Кич, и там Форд был совсем другим, претендуя на большее уважение и даже в некотором роде симпатию. Его новейший преемник сразу воспринимается как что-то несуразное и неприятное.

Фильм полон мерзости, жестокости и грязи. После просмотра хочется отмыться и очиститься. Сцены избиения Джессики Альбы и издевательств над Кейт Хадсон несколько затянуты и чересчур подробны. Авторы делают акцент на внутренней чудовищности милого и славного Лу, в которого неправдоподобно влюблены обе девушки… в чем и заключается главный парадокс фильма. Строго говоря, окружающие догадываются о тайной жизни Лу, но все ему спускают с рук. Больных жалеть надо. А то, что число жертв этой жалости только растет, не слишком бросается в глаза — особенно если их прикрыть. Об этом же красноречиво свидетельствует финал.

Хронометраж кажется неоправданно раздутым. К середине просмотра мысли и надежды все чаще вертятся вокруг финальных титров. В этом фильмы Уинтерботтома и Кеннеди едины. Да, нам показывают типичный американский городок (в лучших традициях Стивена Кинга), работу обычного шерифа, решение заурядных проблем. И все же характеры персонажей оставляют ощущение искусственности и прискорбной недостоверности, отказываясь разрастаться до полновесных экранных образов. Томпсон и его интерпретаторы словно бы смакуют сам факт расстройства Лу, его тягу к унижению и насилию — в лучших традициях «эстета» Пазолини.

Казалось бы, создатели нам рассказывают историю о падшем человеке, не скупясь на объяснения, почему он стал таким – фрейдизм и прочая, прочая. Но не это главное. Главное — окунуть зрителя в чан с людской мерзостью. С тем, на что способен (возможно) ваш сосед или участковый. Не застрахован никто. Как говорила великая Агата Кристи, «каждый убийца, вероятно, чей-то хороший знакомый». И с этим трудно не согласиться.

Итог: еще один фильм про «волка в овечьей шкуре». Но если Бейтсу еще можно посочувствовать, то Лу Форд заслуживает смертной казни и забвения.
2 минуты