9014 подписчиков
Есть известный анекдот про миллионера, которого спросили, как он заработал свой капитал. Он ответил, что купил яблоко за рубль, потом продал за два, купил мешок яблок и перепродал, затем ящик, а после папа, работающий в правительстве, купил у него яблок для всей страны и по десять рублей. В целом почти у любого реально поднявшегося в 90-е годы предпринимателя найдется похожая история. Назвать российский капитализм того времени исключительно диким — не совсем верно. Это был дикий государственный капитализм. Кто имел доступ к властям, тот и взлетал по большей части. Одним из членов Мишиного близкого круга был Димон по кличке Нобель. Так его звали за изобретательность. Он постоянно придумывал «схематозы». То есть видел каким-то четвертым глазом потенциал для сделки с участием большого количества игроков, потом этих самых игроков находил, сводил, убеждал в целесообразности всей активности — и тихонечко толкал первую костяшку домино. Так как выставлял остальные Нобель идеально, то итоговый результат походил на знаменитые видео с узорами из тех самых падающих домино.
Но физику не обманешь. Для старта цепочки всегда нужен первичный импульс. В случае с костяшками — это толчок пальца, а вот в бизнесе этого не хватит. Нужна какая-то уникальная возможность. В случае с Нобелем — газ, точнее, знакомство с сыном большого газового начальника.
В экономике 90-х главный дефицит — кэш. Не в смысле наличные дома, а средства на счетах. Находилась возможность произвести товар, был спрос, а вот денег для насыщения этой схемы катастрофически не хватало. Сейчас сложно представить, что в те времена пять процентов в месяц могли считаться удачей для кредитуемого. И главное, никакой волокиты, кредитных комитетов и прочих залогов. Зачем, если гарантией возврата являлась твоя жизнь, которую в случае проблем могли забрать не самыми гуманными способами. Так вот, деньгами могли быть и их квазиверсии, например, отсрочки платежа.
Как-то Нобель пришел на вечернее заседание коллектива в местном кабачке с излишне горящими глазами.
— Парни, я только что сделал нас всех богатыми.
Мише на тот момент было 19, остальным членам ноОнПГ (не очень организованной и немного преступной группировки) — 24–25, поэтому он промолчал в ответ на такое многообещающее заявление. А вот Леннон отставил стакан с ромом и уточнил:
— Нобель, если ты опять вписался в какой-то блудняк, из которого мы потом нас всех будем за уши доставать, то иди сам знаешь куда. Мне прошлого раза хватило.
— Никаких блудняков! Я договорился об отсрочке на оплату за газ!
29-го ноября. ПРЕМЬЕРА.
Мой чтецкий спектакль
«Гуднайт, Америка, О»
2 минуты
25 ноября 2023
217 читали