Найти тему

Кладбище военнопленных специального госпиталя № 2074, п. Пинюг Подосиновского района.

Железная дорога, обогнув болото, оставила на его краю станцию Пинюг, а сама убежала на север к Котласу. Станция со временем разрослась до посёлка, приютившего многочисленные лесобиржи. Сюда в годы Второй мировой войны привозили военнопленных. Зимой 1942-1943 года, когда советские войска под Сталинградом окружили группировку немецких войск, единственным путем снабжения Красной Армии была одноколейная железная дорога. По ней в Сталинград везли продовольствие, технику, боеприпасы, а обратно - своих раненых и взятых в плен фашистов. Военнопленных доставляли в лагеря и госпитали, которые были и в Кировской области. Долгую дорогу выдерживали не все. Истощенные за несколько месяцев окружения люди умирали от дистрофии, дизентерии, тифа и воспаления легких.  Существовали и проблемы с оказанием медицинской помощи военнопленным, не хватало медицинских препаратов, квалифицированных специалистов, необходимого оборудования.
В Женевской конвенции «О содержании военнопленных» от 27 июля 1929 г. подчеркивалось, что все умершие в плену должны быть погребены с честью и достоинством. О необходимости уважительного отношения к могилам скончавшихся солдат неприятеля также говорилось в «Положении о военнопленных», принятом Советом народных комиссаров СССР в июле 1941 г. Так, в инструкции «О порядке содержания военнопленных в лагерях НКВД» от 7 августа 1941 г. отмечалось, что каждое место погребения должно иметь опознавательный знак с указанием матрикулярного номера и номера учетного дела. Согласно документу, в практику вводилась унифицированная форма кладбищ: земельный участок, отведенный под захоронение, разбивался на квадраты по двадцать пять могил каждый. Погребение умерших следовало производить в индивидуальных могилах (рядовых хоронить в нижнем белье, офицеров — в белье и верхней одежде); на каждой могиле предлагалось установить опознавательный знак — прочный кол с прибитой к нему дощечкой, на дощечку несмываемой краской должен был наноситься номер могилы. Несмотря на жесткие требования инструкций и директив, в организации погребений иностранных военнопленных допускались серьезные нарушения. В связи с большой смертностью в 1944 – 1945 гг. лагерями и спецгоспиталями практиковались групповые захоронения военнопленных.

Ссылка на видео youtu.be/...ild

Первоначально военнопленных размещали в госпиталях, открытых изначально для лечения военнослужащих Советской Армии.
Антонине Ивановне Ильинской было 18 лет, когда она встретила тот состав.  Она была сестрой хозяйкой, затем заведующей санпропускника. Госпиталь эвакуировали с персоналом из Белоруссии в начале 1942 года. К прибывшим сотрудникам присоединились медицинские специалисты из местных и эвакуированных ленинградцев, которые жили почти в каждом доме посёлка и окрестных деревень. Той осенью пришёл приказ: "Приготовить госпиталь к приёму военнопленных". Наших раненых с Ленинградского фронта не долеченными увезли в Слободской. Завезли новое постельное и нательное бельё, обмундирование, обувь. К новому 1943 году госпиталь сверкал чистотой и уютом. Но состав из 13 вагонов притянули в марте. Прибывшие, путая русские и свои слова, твердили: " Кальт, кальт...Лонг. Сталинград". И, очень исковерканное слова, но похожие - "Сталинград, ...окружение".
Полностью статью можно прочитать по ссылке vk.com/...nug
2 минуты