154 подписчика
Садовое кольцо Бориса Годунова.
📍
Садовое кольцо... Транспортная магистраль, одна из главный артерий города, опоясывающая центр столицы.
Но ведь изначально это просто земляной вал, появившийся в 1592 году блягодаря указу царя Бориса Годунова.
Он делал эту "насыпь" в качестве фортификационного сооружения, которое должно было защитить город от набегов крымского хана Казы-Гирея.
Эти четвертые стены города представляли собой земляную насыпь с деревянной стеной (высота - около 5 метров), состоявшую из 34 проездных башен и около сотни глухих башен-стрельниц.
В народе укрепление называли "скородомом". Все из-за скорости постройки: строительство заняло всего год.
А ведь длинна стен была около 15 километров (длинна современного Садового кольца 15,6 километров)!
В таком виде Земляной вал простоял практически 20 лет, а во время Смуты - сгорел. Но его восстановили: снова вырыли ров, заполнили его водой, поверх возвели новую стену - частокол из толстых бревен.
К концу XVIII века эта территория более не играет роль военного укрепления, а превращается в административную и таможенную границу Москвы: здесь ведётся активная торговля, а перед некоторыми въездами появляются рынки, например, Смоленский и Сухаревский.
После пожара 1812 года от фортификационного сооружения мало что осталось. А то, что осталось - разрушили: ров засыпали, земляную стену превратили в дорогу, замостив ее булыжником.
Ширина дороги была около 60 метров: примерно 25 метров отвели на мостовую и тротуары, а вот остальные метры должны были озеленить хозяева близлежащих домов.
За следующие 15 лет границы Деревянного города превратились в цветущее кольцо, которое стали называть Садовым. Вместо ворот появились площади, получившие названия от башен, на месте которых они образовались.
Палисадники были везде, кроме Замоскворечья. Купцы на этой территории не пожелали тратить землю на ненужные им цветники и откупились от них деньгами. О, как!
Территория активно развивалась, и к концу XIX века по кольцу пустили конку, которую в 1912 году сменил трамвай.
В ХХ веке кольцо стали застраивать зданиями повышенной этажности, а в 1930-х, по плану Лазаря Когановича, Садовое кольцо, разорванное в нескольких местах, соединяют и меняют булыжники на асфальт, на смену трамваям приходят троллейбусы...
Садовое кольцо приобретает привычный для нас вид.
💙
Хороших поездок и приятных путешествий.
1 минута
5 декабря 2023