242,6 тыс подписчиков
Многие критики небезосновательно полагают, что ХХ век в музыке начался не в 1901-м, а 29 мая 1913 года, когда в парижском театре Елисейских полей прошла премьера революционного балета Игоря Стравинского «Весна священная». Представленный в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева балет вызвал едва ли не самый большой скандал в истории музыки.
Оторопь взяла зрителей уже при первых аккордах. Затем открылся занавес и они увидели смелые декорации и костюмы работы Николая Рериха. Не меньший шок у публики вызвала новаторская хореография Вацлава Нижинского: дикие пляски в обрядовых славянских платьях под столь же дикую музыку были далеки от традиционных изящных па, к которым привыкли парижские ценители балета.
Вскоре в зале началось настоящее светопреставление. Некоторые утонченные зрители жаловались, что у них разболелись зубы и просили позвать врача. Пожилые дамы в партере громко называли происходящее на сцене издевательством. «Молчите, вы, девки 16-го», — кричали в ответ молодые поклонники Стравинского, имея в виду 16-й округ Парижа, в котором жили проститутки. В середине спектакля на сцену полетели бинокли, программки и веера, а утихомиривать участников завязавшейся в зале потасовки пришлось полицейским. Некоторым казалось, что постановка провалилась, но это была первая реакция на революционные перемены в музыке, провозвестником которых стал Игорь Стравинский.
«Великая жертва». Эскиз Николая Рериха к балету «Весна священная»
Источник: Wikimedia Commons
1 минута
4 декабря 2023
1573 читали