Найти тему
242 тыс подписчиков

В Древнерусском государстве письмо было одним из важнейших навыков, которым обучали детей. По археологическим находкам известно, что грамотность была распространенным явлением. Новгородские берестяные грамоты рассказывают нам, что люди писали личные письма друг другу, составляли торговые документы, завещания, челобитные, ну а ученики упражнялись в письме.


В то время как важные документы и книги писали чернилами на пергаменте с помощью пера, существовала и широко практиковалась техника письма по мягкому материалу — воску или бересте — с помощью стержня-писала. Такие приспособления были найдены археологами более чем в 30 древнерусских городах и поселениях. Находили ученые и дощечки-церы, на которые наносили ровным слоем воск для письма. На одной из дощечек подобной складной «тетради», найденной в Новгороде, вырезана азбука — по-видимому, как пример для упражнений.

Знание грамоты и письмо помогали овладеть важным для той поры ремеслом. С приходом на Русь христианства в монастырях формировались центры, откуда книги распространялись по всей стране, — там переводами, снятием копий с книг, а также и летописанием занимались монахи. Спустя время появились и наемные писцы, которые переписывали книги по заказу и для продажи. Позже во многих профессиях для успешной карьеры было важно уметь быстро и разборчиво писать.

В XIX веке министр просвещения Франции Жюль Ферри ввел одновременное обучение чтению и письму. В это время разработали тетради с крупной клеткой, что облегчало детям процесс написания больших и маленьких букв. Быстрое письмо рассматривалось как отдельный навык, требующий дополнительной тренировки от учащихся. Первоначально предлагалось научиться писать красиво, а затем уже достичь высокой скорости.

Обучая школьников письму, их учили правильно держать перо и следили за их осанкой. Например, учебник советского периода («Методика обучения грамоте по звуковому методу» Н. А. Костина, изданная в 1939 году) содержит подробные рекомендации по гигиене письма.

В связи с развитием цифровых технологий, использованием компьютера и распространением электронной почты каллиграфия стала менее практикуемым умением. В результате обучение письму от руки постепенно исчезает из школьной программы.


«Начальная школа». Магнус Энкель, 1899
Источник: Wikimedia Commons
В Древнерусском государстве письмо было одним из важнейших навыков, которым обучали детей. По археологическим находкам известно, что грамотность была распространенным явлением.
1 минута
793 читали