Найти тему

Сегодня День преподавателя высшей школы. Молодые преподаватели Тольяттинского госуниверситета рассказывают о своём выборе профессионального пути, о желании работать в вузе, о разнице в возрасте и о важных качествах современного педагога.


Елизавета СВЕШНИКОВА, ассистент кафедр «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Теория и практика перевода» гуманитарно-педагогического института ТГУ:
– Я училась на бакалавриате в ТГУ на кафедре «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», затем продолжила обучение в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена в Санкт-Петербурге. Получив диплом, вернулась в родной Тольятти и в любимый Тольяттинский госуниверситет – именно здесь преподаватели вдохновили меня на то, чтобы преподавать.
Вообще мне с детства нравилось что-то объяснять и разъяснять. Кроме мамы, в семье это желание никто не поддерживал, хотели, чтобы я стала либо врачом, либо юристом. Однако я настояла на своём и считаю, что сделала правильно. Уже в 11 классе давала уроки как репетитор, продолжала работать и став студенткой ТГУ. Вначале волновалась: смотрела на ученика, понимала, что он боится, но и я переживаю ничуть не меньше, хотя план занятий расписан у меня буквально по минутам. Так что практику преподавания я освоила давно, ещё до того, как этот предмет появился в моём учебном плане.
Работа преподавателя в университете очень отличается от репетиторства. Нужно выстраивать не только отношения «преподаватель – ученик», но и человеческие отношения. В общении со студентами многое завязано на понимании и доверии. Бывает, меня спрашивают: мешает ли мне мой возраст в работе или помогает? Думаю, больше помогает. У меня есть возможность построить занятия, основываясь не только на тех темах, которые нужно пройти, но и опираясь на интересы студентов. Зачастую они совпадают с моими интересами. Например, я веду занятия по английскому языку у студентов института математики, физики и информационных технологий ТГУ. Большинство из них, как правило, любят компьютерные игры. Мне эта тема тоже близка. И мы можем построить наше занятие, обсуждая геймерскую индустрию.
Работа в университете привлекает меня намного больше, чем, скажем, в школе или лингвистическом центре. Здесь больше возможностей проявить себя творчески. Можно подключить весь свой креатив, и никто не будет требовать от тебя формального следования рабочей программе. Работа в ТГУ трудоёмкая: нужно проявлять себя в научном, творческом планах, заниматься профориентационной деятельностью. Нельзя прийти преподавать в университет и работать только на студентов и для них. Необходимо прорабатывать темы для школьников – абитуриентов, которых нужно привлекать в стены ТГУ, и для тех, кто получает в университете дополнительное образование.
Всем, кто хотел бы стать преподавателем, советую – подумать дважды. Не каждый может работать в этой сфере. Есть люди, которые методику изучали, предмет знают – и знают хорошо, но вот не даётся им донести знания до студента! Нужно много практиковаться в том, чтобы объяснить что-то даже своим друзьям, оценить – можешь ли ты вообще объяснить, достаточно ли тебе терпения, навыков, словарного запаса? А если железобетонно решили идти преподавать в вуз, то необходимо понимать: вы всегда будете не только преподавателем, но и вечным студентом. Чтобы кого-то научить, нужно самому постоянно узнавать и изучать что-то новое.

#МойУнивер #МойУниверПреподаватели
2 минуты