Найти тему

Первопроходцы педагогики

Не программой единой была сильна советская школа. О внеклассной деятельности, пионерских песнях и атмосфере всеобщей дружбы нам рассказала пионервожатая 60-х годов. Об этом вы узнаете из нашей рубрики «Первопроходцы педагогики».
Клавдия Дмитриевна после окончания музыкально-педагогического училища отработала положенный срок после распределения в Усольском интернате. Затем ветер эпохи позвал ее в строящийся Усть-Илимск. Вначале в «желтой» школе без номера, затем во второй школе она занялась работой с пионерией. Все школьники тогда были охвачены одним из трех разновозрастных движений – октябрятским, пионерским и комсомольским. Причем старшие сразу же принимали эстафету шефства над младшими. А уже комсомольцев опекали их взрослые соратники – члены ВЛКСМ с промышленных предприятий.
Клавдия Кондратьева, с 1968 года – пионервожатая, затем – организатор по внеклассной работе: «Мало того, это же входило в социалистическое соревнование. Как шефам это влияло, так и школе. Вот, к примеру, тогда было социалистическое соревнование за право участвовать в открытии праздничной колонны. И школа № 2 непременно была в лидерах. Как мы готовились к этому! И шефы с нами вместе могли участвовать в этом действе. Вместе ходили с нами, помогали. Приведу пример, помните «Живые картинки». В День Победы шефы нам давали машину, оформляли, они могли даже сами участвовать. А мы могли поехать к ним с концертом, с поздравлениями». Помочь младшему, воспитать преемников, совершить добрые поступки для школы – было вопросом престижа для каждого поколения. Вожатые не были учителями, но наравне с ними входили в педагогический коллектив. Ведь школа тогда была местом не только образования, но и воспитания. Внеклассная и внешкольная работа была самая разнообразная. Самым почетным для школьников был, конечно, общественно полезный труд от сбора вторсырья до озеленения и посильного благоустройства города. Находилось место для технического и художественного творчества. А на 60-80-е годы пришелся пик популярности хорового пения детей. Оно не только эстетически воспитывало ребят, но и развивало коллективизм и ответственность. Клавдия Кондратьева: «У нас было три хора: пионерский хор, октябрятский ансамбль «Веснянка» из маленьких, комсомольский хор. Каждое комсомольское собрание у нас начиналось с песни. Тогда они пели «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Вот сейчас бы абсурдно это звучало. А тогда – комсомольское собрание стоя!».
Гороно направило вожатую в ВУЗ, где она получила профессию режиссера массовых мероприятий. Это позволило ей стать организатором внеклассной работы, выйти на общегородской уровень. Клавдия Кондратьева: «Все флаги в гости к нам» мы проводили в Гренаде. Задействована была буквально вся школа, подключили отряды интернациональные. Действие это проходило на многих площадках: в зале часть торжественная, на площадках – кухня. Участвуют иностранцы, дети, которые владели немецким, английским языком уже работают переводчиками. Дети готовили национальные костюмы, блюда, обычаи, традиции какие-то. Родители очень хорошо помогали. И на защиту (а это была моя дипломная работа) приехал специалист с института». Даже работая в гороно, Клавдия Дмитриевна тянулась к работе с детьми. Организовала междушкольный клуб старшеклассников «Альтаир». Многие годы спустя его выпускники были благодарны педагогу за интересные мероприятия. Клавдия Кондратьева: «Помню, я тогда работала уже в 8 школе, а клуб продолжался».
2 минуты