16,6 тыс подписчиков
Заложные покойники (рус. нечистые покойники, мертвяки, нави, навь).
Умершие неестественной смертью люди и не получившие после смерти успокоения. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле. «Заложные» или «нечистые» покойники не имеют единого для всех славянских традиций названия.
Термин «заложный покойник» был введён в научный оборот в начале XX века этнографом Дмитрием Зелениным, который заимствовал его из вятской диалектики для обозначения «нечистого», «ходячего» покойника; в других русских диалектах данное выражение не зафиксировано.
Возникновение слова «заложный» он связывал с самим способом захоронения; тело в гробу укладывали лицом вниз, яму закладывали (отсюда и название «заложные») камнями и ветками.
К «заложным покойникам» обычно причисляли умерших насильственной смертью, самоубийц, умерших от пьянства, утопленников, некрещёных детей, колдунов и ведьм.
«Нечистых» было принято хоронить не на кладбищах, а на границах полей, в лесу, в болотах, в оврагах, то есть за пределами церковной ограды, так как считалось, что они «прокляты родителями и земля их не принимает». Особенно распространены были захоронения на перекрестках дорог.
Любопытно, что эта языческая традиция в дальнейшем переродилась в традицию ставить на перекрестках дорог христианские кресты и голубцы.
И первая картина, которая приходит в голову — "Владимирка" Левитана.
В Симбирской губернии существовало поверье, что во время засухи "надо непременно найти опойца, которого не принимает земля, поэтому его надо вырыть из земли и кинуть в болото, чтобы пошёл дождь".
В Белоруссии места насильственной смерти считались нечистыми, и проходящие мимо люди на такие места бросали камни, ветки, солому или землю ("иначе умерший будет за ними долго гнаться"). Кроме Белоруссии, обычай бросать что-либо на могилу заложного покойника зафиксирован также в других землях.
1 минута
1 декабря 2023
6774 читали