Найти в Дзене
519 подписчиков

Разгул бандитизма в послевоенной Тамбовщине или история одной могилы


Иногда мне нравится гулять на кладбищах. Бывает, зацепит иное надгробие, и я пытаюсь выяснить его историю.

Эту могилу я заметил на Петропавловском некрополе Тамбова. Милиционеры Алексей Бондаровский, Пётр Лейман и Степан Назаров погибли в 1946 году.

Страшное было время. В стране – разруха. В 1946-1947 годах случился последний в российской истории голод.
Миллионы красноармейцев вернулись домой. В условиях нищеты и сложности найти достойную работу некоторые из них стали на преступный путь. Плюс на руках у населения осталось немало трофейного оружия. В общем, разгул преступности, девяностые отдыхают. В официальной прессе, а другой тогда и не было, об этом не писали.

Практически каждый регион наводнили группировки.
“Ночью вновь напомнила о себе тамбовская банда. На каком-то полустанке у висевших на подножке людей отобрали вещи, а двоих — мужчину и женщину - пырнули ножом”, - вспоминает эпизод из 1945 года врач Прасковья Мошенцова.

Одна из банд возникла в Мичуринском районе, в селе Глазок. Лидером группировки из полутора десятков человек была женщина – Аграфена Повзикова. Бандиты промышляли грабежами, не останавливались перед пытками и убийствами, держа в страхе население Мичуринского и Никифоровского районов.

У гангстеров была своя разведка, они действовали быстро, передвигаясь на лошадях. Огнестрелом их снабжала некая гражданка Хатунцева, родственник которой, полковник МГБ, по долгу службы изымал оружие у вернувшихся фронтовиков.

Вот в перестрелке с ними и пали Бондаровский и Лейман. При поимке членов банды Повзиковой через несколько месяцев погиб и капитан Назаров.

Ловили бандитов долго. Часть из них арестовали в Сочи, они пытались сбежать в Турцию. Некоторых взяли только в начале шестидесятых.

Повзикова получила 25 лет тюрьмы. Она вернулась в Глазок, где вроде бы торговала самогоном вплоть до смерти уже в девяностых.

Бандитизм пошёл на убыль после смерти Сталина, когда вырос уровень жизни советских граждан и исчезла угроза голода.
Больше в телеге. Подписывайся: t.me/...bov
Разгул бандитизма в послевоенной Тамбовщине или история одной могилы  Иногда мне нравится гулять на кладбищах. Бывает, зацепит иное надгробие, и я пытаюсь выяснить его историю.
1 минута