104,8 тыс подписчиков
Де-факто судьбу белогвардейцев на европейской территории России решила ещё Северно-Таврийская операция (а точнее контрнаступление РККА 28 октября — 3 ноября 1920 года), в результате которой врангелевцы оказались запертыми в Крыму. Важно отметить, что белые не успели вывезти из Таврии зерно, которого им бы хватило на «зимовку» и продажу за границу (для выручки валюты и получения материальной помощи для армии).
Так что в начале ноября 1920 года белый Крым уже был обречен. Перекопские укрепления объявлялись в газетах «неприступными» (даже за считанные дни до начала эвакуации), но фактически они не являлись непреодолимым препятствием, мягко говоря. Но даже если бы «Крым был островом», как в одной известной книжке, он бы не смог прокормить массы военных и беженцев:
«О том же, что даже в случае успешной обороны зимовать в Крыму было невозможно, свидетельствует хотя бы тот факт, что запасы зерна на полуострове не превышали 3 миллионов пудов; по самым скромным расчетам, этого количества хватило бы только до марта 1921 года, после чего Крыму угрожал бы голод...» (с) В. Ж. Цветков. Генерал-лейтенант барон П. Н. Врангель. / Белое движение: исторические портреты. Составитель А.С. Кручинин.
Так что сама идея создания в Крыму какой-то «государственной альтернативы советской власти» была фантастической (и кстати П. Н. Врангель сам это прекрасно понимал, не в пример некоторым современным апологетам). Оттого и не отсиживались белые в Крыму в 1920 году, а пытались как-то наступать. Закончилось это вот как на фотографии. На ней — красноармейцы с трофейным белым танком британского производства под Каховкой, октябрь 1920 года.
1 минута
16 ноября 2023
2369 читали