Найти тему
84 подписчика

“Третья мировая” по средам

#третьямироваяпосредам #кнрvsсша

Саммит США – КНР
Часть I. Тайвань гребет к берегу?

После сегодняшней встречи лидеров США и КНР – Джо Байдена и Си Цзиньпина – не произойдет смены тренда. Два главных геополитических игрока с неизбежностью продолжат курс на конфронтацию; возможно, этот процесс несколько замедлится и войдет в некие договорные рамки.
С точки зрения теории игр, если оба субъекта считают, что оппонент использует стратагему №10 “прятать за улыбкой кинжал”, то по итогу оба оказываются правы.
“Сонному Джо” тяжело держать улыбку для Си, потому что тяжелый кинжал выпадает из-за спины; на встрече со спонсорами избирательной кампании Байден заявил, что приезд Си Цзиньпина «является еще одним примером того, как США восстанавливают лидерство в мире».
Товарищу Си, не обремененному столь почтенным возрастом и такой острой внутриполитической борьбой, проще. Агентство Синьхуа регулярно выдавало большие аналитические материалы о том, какие прекрасные перспективы открывает для народов двух стран, да и для всего мира, американо-китайское сотрудничество.

При этом товарищ Си стал победителем еще до их начала переговоров. Сегодня утром – в день встречи мировых лидеров, на Тайване произошел тектонический политический сдвиг. Основная оппозиционная партия острова Гоминьдан и Тайваньская народная партия договорились объединиться в коалицию для победы на президентских выборах в январе 2024 года и формирования коалиционного правительства.
Кандидаты в президенты и вице-президенты будут объявлены после социологических исследований, по итогам которых выдвиженец от одной из партий [скорее всего, Хоу Ю Их от Гоминьдана] будет баллотироваться на высший пост, а от второй – на пост вице-президента [Ко Вэнь Дже от ТНП].
Обе партии выступают против независимости Тайваня и за дружеские отношения с материком; Гоминьдану близка – с оговорками – позиция Пекина “одна страна – две системы”, позиция ТНП ближе к конфедерации.
Обе партии критикуют правящую проамериканскую Демократическую Прогрессивную Партию за провоцирование конфликта с КНР и выступают против американских санкций в отношении материкового Китая.
При таком раскладе шансов на [честную] победу у поддерживаемого Вашингтоном Лая от ДПП почти нет.

Китай весьма четко, но дипломатично, определился со своими приоритетами в тайваньской предвыборной гонке. Сегодня Чжу Фэнлянь, пресс-секретарь Пекинского управления по делам Тайваня, заявила, что “список Лай – Сяо [кандидат в вице-президенты от правящей ДПП]” станет союзом 2-х политиков, выступающих за независимость, что может привести к войне на острове.
«Независимость Тайваня означает войну. Вы верите словам «борца за независимость»?» спросила она журналистов в Пекине, имея в виду замечание Лая о том, что в случае его избрания вероятность возникновения конфликта между сторонами пролива будет практически нулевой.

Тем самым, “тайваньский вопрос” для китайской стороны переходит в весьма интересную фазу:
во-первых, Пекин будет требовать от США “невмешательства” в выборы на острове [удержится ли от этого Вашингтон при такой “цене вопроса”?];
во-вторых, если предполагать, что новые власти в Тайбэе не будут поддерживать санкционные режимы США в отношении китайского IT-сектора, включая системы искусственного интеллекта, то американские санкции перестанут быть инструментом шантажа Поднебесной.

В связи с тем, что судьба Тайваня оказалась в руках самих тайванцев, то по вопросу фентанила [опиоид, в 50 раз сильнее героина] – важному, но не настолько, как Тайвань, стороны вполне могут договориться. Пекин будет жестче контролировать продажу прекурсоров и станков для таблетирования [теоретически и то и другое не запрещено, но практически они попадают к мексиканской наркомафии], Вашингтон снимет санкции против ряда государственных структур КНР.
Также ожидаются грандиозные совместные заявления по климату и искусственному интеллекту – в жанре “за все хорошее, против всего плохого”.
[Продолжение следует]
3 минуты