Найти тему
96 подписчиков

а 30 мая начали прорубку просеки для устройств железнодорожного полотна в сторону речки Ненюшки. Трассу рубили топорами сразу под двухпутку, корчевали пни вагой или ломом.

Местный грунт для насыпи ж/д не подходил, торф в некоторых местах был глубиной до 4 метров. Грунт возили с других территорий на лошадях, иногда грузовиками, а потом тачками. Несколько дней отсыпают, а все проваливается! Основными инструментами были ломы, лопаты, костыльные молотки, кирки, а транспортными средствами – тачки и сани.
Начальство заключённых не жалело, может быть потому, что надёжность дороги и мостов проверяли так: в паровоз или дрезину сажали начальство и везли по готовому участку. Бывало, что они падали – так случилось и в Кулое.
Место под строитель-ство посёлка было выбрано такое, что хуже не придумаешь. Лошади вязли по брюхо, а люди, не имевшие никакой более-менее подходящей обуви и одежды, замерзали в ледяной воде.
В ноябре 1941 года началось строительство паровозного депо. Его строили из леса, который частично заготовляли на месте. На этой болотистой территории хороших деревьев было немного, поэтому приходилось их рубить и возить на лошадях аж за 14 км.
1 мая 1942 года в депо был поставлен на ремонт первый паровоз.

Открытие станции
25 августа 1942 года участковая станция первого класса Кулой была официально открыта для движения. Колонны с заключёнными отправили в другое место, а сюда стали приезжать сотни вольнонаёмных из разных уголков СССР, они строили посёлок, работали на железной дороге.
25 октября 1942 года было сдано в эксплуатацию временное здание паровозного депо, ремонтировали паровозы военнослужащие и вольнонаёмные.
В 1942 году появился восстановительный поезд №3443. Он был оснащён ручными домкратами для подъёма сошедшего с рельсов подвижного состава, паровыми грузоподъёмными кранами. Трактора заменяли два танка: Т-34 и американский танк М-4 «Шарман».

Вот так на карте Вельского района и появился новый населённый пункт – Кулой. В нём не было местных – все приезжие, без северных корней. Кулой и по сей день сохранил свою не крестьянскую самобытность.

Нина Рогозина

На фото:
1. Деревянное здание паровозного депо Кулой на 3 стойла. В нём производился ремонт паровозов с 1942 по 1949 гг.
2. Колонны военных. Кулой 1940-е гг.
3. Проводница.

#Вельск #Вельскаянеделя #Вельскийрайон #Архангельскаяобласть #новостиВельска
 а 30 мая начали прорубку просеки для устройств железнодорожного полотна в сторону речки Ненюшки. Трассу рубили топорами сразу под двухпутку, корчевали пни вагой или ломом.
1 минута