98 подписчиков
Визирка из Кулоя
День памяти жертв политических репрессий в Кулое должен отмечаться особо. Тысячи безвинных страдальцев, объявленных «врагами народа», умерли здесь от холода и истощения, от непосильной работы и бесчеловечного к ним отношения. Именно они построили станцию и проложили железную дорогу.
Специалисты «Лен-транспроекта» разработали маршрут Северо-Печорской ж/д, в том числе и участок Коноша-Котлас. Будущую трассу они отмечали пикетными «визирками» (колышки Т-образной формы). Через каждые 120-130 км строились участковые станции, где паровозы могли заправиться водой и топливом. Печора, Ираель, Ижма (Сосногорск), Иоссер, Микунь, Урдома, Сольвычегодск, Кизема,… Кулой.
Почему Кулой?
Когда стали определять расстояние между депо, то оказалось, что от Киземы до Вельска – 148 км, а это много. Решили построить станцию поближе – в 126 км от Киземы. Визирка, обозначающая место будущей станции была воткнута в глухом гиблом болотистом месте, и рядом не было ни одной деревушки. Позже её, кстати, с трудом нашли.
Место было определено и с учётом того, что перед войной уже начались работы по устройству тракта Вельск – Шангалы. Стройка затянулась, хотя считалась ударной. Строилась дорога в основном силами крестьян, которых отправляли на работу местные колхозы. Газета «Вельский лесоруб» весной 1941 года в каждом номере клеймила комсомольцев и председателей колхозов, которые, якобы, саботировали столь важную стройку. На самом деле, прокладывать дорогу по заболоченной местности, да ещё и без техники, без денег, практически на средства близлежащих колхозов, было крайне сложно. Председатели с большим нежеланием отправляли людей на строительство дороги, поскольку и в хозяйствах работы было очень много.
Именно по этой недостроенной дороге, находящейся в ужасном состоянии, и тянулись тысячи заключённых к месту строительства будущей станции. За колоннами шли подводы, в которые складывали умерших в дороге, а когда они заполнялись – закапывали их в общие ямы. Это было страшно – кости, обтянутые кожей шли, а не люди. От Шангальского тракта ещё 4 км шли совсем по бездорожью… Вдоль всего этого пути – не счесть ям, в которых были брошены десятки трупов.
Вся территория вдоль будущей трассы была обнесена трёхметровым забором, опутанным колючей проволокой. Сначала заключённые жили в шалашах, потом построили бараки. Здесь было три мужских отделения, в каждом по несколько колонн.
❗У выселок Клон
Ещё 2 марта 1941 года Севдвинлаг отправил запрос в районный земельный отдел Вельского РИК с заявлением об отводе 3 000 га земли гослесфонда в кв. 37, 38, 48, 49 под женскую колонию. Так был создан совхоз «Кулой» овощно-молочного и мясного направления (в районе выселок Клон у речки Сельменьги, в 20 км от железной дороги). В результате, изъято у колхоза 8 га сенокосов, около
1 га пашни, завезено более 6500 голов скота. Осуждённые, в основном, по бытовым статьям, работали на износ.
К вырубке леса для будущего посёлка и станции Кулой приступили 29 мая 1941 года,
2 минуты
15 ноября 2023