134,9 тыс подписчиков
«Командир, проходим Курск. Тут моя теща живет», — доложил штурман бомбардировщика Ту-22К по внутренней связи. Самолет в этот момент находился над Тегераном.
Как советский бомбардировщик улетел в Иран?!
Ночью 24 марта 1983 года с военного аэродрома в Моздоке на Северном Кавказе в небо поднялась группа дальних тяжелых сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22К. По условиям учений, она должна была отработать по целям в Каспийском море и уйти в Белоруссию.
Перед самым вылетом из-за изменившихся погодных условий экипажам приказали сменить курс взлета на обратный — с запада на восток — и внести в бортовую навигационную систему необходимые изменения. Вот только штурман ошибся, и на самолете № 63 эти изменения не внесли.
После взлета этот бомбардировщик в автоматическом режиме ушел в противоположном направлении на «зеркальный» маршрут. Полет проходил в условиях радиомолчания, и ошибку ни в небе, ни на земле никто не заметил.
Вместо Каспийского 63-й отработал по случайной цели в Азовском море и направился в сторону иранской границы. Согласно заданию, оператор ставил пассивные помехи, что позволило бомбардировщику ускользнуть от поднятых на перехват неизвестного самолета советских истребителей.
Незамеченный силами иранской ПВО Ту-22К вошел в воздушное пространство Ирана и вскоре оказался над Тегераном.
Лишь утром экипаж с удивлением увидел, что солнце встает совсем не с той стороны, а внизу раскинулись заснеженные горы, которых в Белоруссии быть никак не могло. Осознав ошибку, командир нарушил радиомолчание и сообщил о ЧП. В СССР в это время все с ног сбились в поисках пропавшего 63-го.
Ту-22К остался почти без топлива, но все же дотянул до аэродрома в Туркмении. Разбираться начали немедленно. Однако, поскольку было ясно, что угонять самолет за границу никто не собирался, серьезных санкций в отношении экипажа не последовало.
Фото - Н. Веринчук/Sputnik
1 минута
25 ноября 2023
225 читали