18,5 тыс подписчиков
Россиян готовят к новому витку повышения цен
Почти четверть крупных компании в России (23 %) планирует повысить отпускные цены. Это самый большой показатель после первого квартала 2022 года, когда на фоне военных действий на Украине и санкций показатель достигал 35 %.
Еще в июле о готовности повысить цены говорили только 13,7 %, пишет РБК. На желание компаний поднять цены сильнее всего повлияло ослабление курса рубля, полагает директор ИНП РАН Александр Широв. «При этом дело не в курсе самом по себе, а в том, что он начал транслироваться в цены, раскручивая инфляцию», – отмечает эксперт. Сами же коммерсанты говорят о сложностях с поставками сырья и комплектующих, проблемах с логистикой, падении доходов и нехватке оборотных средств, резком росте цен даже на российскую продукцию.
На позицию бизнеса также повлияло ужесточение кредитно-денежной политики ЦБ: из-за роста ключевой ставки до 15 % кредиты для предпринимателей подорожали.
Кроме повышения цен, бизнес собирается преодолевать финансовый кризис сокращением расходов (такой тактики придерживаются 72 % компаний). Предприниматели намерены экономить на административных и хознуждах, комплектующих и сырье (то есть покупать более дешевые, что неминуемо отразится на качестве товаров).
Компании также обираются урезать траты на работников. Если в июле об этом заявляли 5 % компаний, сейчас – уже 17 %.
ЦБ РФ прогнозирует замедление российской экономики, рост цен и сокращение поставок импортных товаров в 2024 году. Согласно обновленному среднесрочному прогнозу Центробанка, россияне включат режим экономии: расходы семей по самым оптимистичным замерам сократятся на 1-2 %.
1 минута
14 ноября 2023