Найти тему

Она была как боевое знамя, с ней воины одолевали все невзгоды, долгие вёрсты дорог, она скрашивала суровые фронтовые будни, поднимала дух и смягчала солдатское сердце во время коротких передышек и привалов. А хрестоматийный образ Василия Тёркина послужил толчком к написанию этого текста.


22 июня 1941 года навсегда останется в памяти мирных жителей. Так, в письме Ю.В. Феоктистовой, опубликованного в газете «Комсомольская правда» было воспоминание о том дне: «В тот день началась война. И уже на другой день, в понедельник, потянулись по городам и весям мужики да парни, в сапогах и телогрейках с котомками за плечами в военкоматы. С песней «Как родная меня мать провожала» они бодро обещали провожающим их матерям да женам вскорости, к осени, вернуться с Победой домой. И затем эшелонами под пьяную гармошку – «До свиданья, города и хаты» - устремились вперед, на запад, чтобы прогнать супостата в его логово и разбить его там. Мало из тех, кто ехал в эшелонах и верил в скорую Победу, вернётся домой. Да и как не верить в Победу, ведь «броня крепка и танки наши быстры», а коль «нас в бой пошлет товарищ Сталин и первый маршал в бой нас поведет», так уж точно «враг будет разбит, и Победа будет за нами». 
А. В. Петров из посёлка Северное Новосибирской области делится таким воспоминанием: «Запомнился мне эпизод: вышел из военкомата Федор Дрючин в военной форме без знаков различия, с бумагами в руках, и пошел мимо собравшихся, где играла гармошка. К нему обратился один из мобилизованных с вопросом: «Товарищ командир, победим мы немца или нет?». Тот ответил: «Обязательно победим…» «А тогда давайте спляшем на страх врагам!». «А давайте». И пошли они в пляс, минуты три-четыре выделывали коленца под поддержку собравшихся. Закончилась эта пляска рукопожатием и похлопыванием по плечу».  Вот так верная подруга-гармонь провожала солдат на войну. Война затронула каждую семью, проживающую на территории советов. Вместе с новобранцами из сёл и деревень на линию фронта уходили и их музыкальные инструменты.
«Кто сказал, что нету места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» - так звучат знаменитые строки из фильма «В бой идут одни старики». Выживать красноармейцам на линии фронта помогала музыка.
Один ветеран сказал. «...На фронте никаких музыкальных инструментов, кроме гармошки, я не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы, пляски, пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались: немцы тут же открывали огонь. Гармошка звучала буквально везде: в госпитале и тылу, в партизанском отряде. Нередко с музыкальным инструментом была связана какая-то интересная история. Так, например, Михаил Александрович Гутов из Куйбышева Новосибирской области вспоминает: «Во время войны не выпадало случая поиграть на гармони, хотя друзья танкисты знали, что я играю и скучаю по ней. И вот однажды, в конце 43-го года, когда мы влетели на своем танке в город Кировоград, в подвале дома были взяты в плен четыре гитлеровца с нашей русской гармошкой. Е принесли прямо ко мне. Я только успел пробежать пальцами по пуговочкам, убедиться, что она исправная. Играть было некогда, и, подвесив гармонь за поручень башни танка, мы продолжали атаку. Это длилось несколько дней.
…Ударило снарядом по моему танку. Он очень пострадал, а от гармошки осталось несколько пуговиц. Война сметала на своём пути многое, в том числе и гармошку».
Ещё вспоминается случай, когда снаряд попал в гармонь. Он остался жив, а вот гармонь восстановлению не подлежала.
По мере течения войны, спрос на гармони рос. В Тулу и Шую от солдат шли письма с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!”. И, даже, существовал лозунг “В каждую роту – гармонь”. Летом 1941 года, для поднятия боевого духа солдат, было отправлено около двенадцати тысяч гармоней, а осенью на фронт направили уже шестьдесят тысяч инструментов.
3 минуты