Найти тему
8729 подписчиков

Советская вариация на тему «Выжившего»: ученые ищут алмазы в глубине тайги


«Неотправленное письмо» — удивительная реликвия в истории советского кино. Режиссер Калатозов беспристрастен к суровой реальности, а она – к нам. В ленте герои попадают под жестокий круговорот стихий: мерзнут, терпят ужасные снегопады и бегут от лесных пожаров. Но даже здесь режиссер не отвернулся от тонкого лиризма — кто видел другие работы мастера, например,«Летят журавли», тот хорошо представляет себе поэтическое чутьё Калатозова.

Главные действующие лица здесь — это не столько Смоктуновский, Самойлова и Ливанов, сколько оператор Урусевский — полноправный актор фильма, чья ручная камера и внутрикадровые решения создают уникальную пространственную динамику — фильм живет и чувственно воздействует благодаря пируэтам мастера. Камера Урусевского «играет вместе с актёрами» — она больше, чем технический транслятор. Такой же отважный трюк в наше время смогли проделать, разве что, Эммануэль Любецки и Бенуа Деби прямые наследники стиля и мастера длинных дублей.

Аутентичности фильму добавляет и сам характер съёмок — мучительных испытаний и нестерпимых холодов, через которые проходили участники производства. Путешествуя по тайге, они волей-неволей «вчувствовались» в материал, испытав на себе все тяготы, с которыми столкнулись их герои.

«Неотправленное письмо» — не такой прославленный фильм мастера, как «Я — Куба» или уже упомянутые «Летят журавли». Однако этот статус добавляет ему толику романтики и, подобно ландшафтам Сибири, какую-то совершенно первобытную очарованность.

#Разбор
Советская вариация на тему «Выжившего»: ученые ищут алмазы в глубине тайги  «Неотправленное письмо» —  удивительная реликвия в истории советского кино.
1 минута