Найти тему

«... Мы привыкли, что за словом "герой войны" стоит солдат. В шинели, тяжёлых сапогах, с вещмешком, с маской ужаса на лице. И лишь далёким отблеском на фоне Мужчины В Форме и Медсестры С Сумкой наперевес, вырастает сутулая, в уродливом ватнике, уставшая, заморозившая руки и сердце Женщина... Та, которая лопатой день и ночь бросает уголь в вагоны поезда. Та, что день и ночь стоит у станка. Она, что день и ночь борется за жизнь и здоровье своих детей, и ежечасно ждёт вестей от мужа с фронта. Верит, живёт этой верой.


А вокруг - огромный и разбитый мир. Режущая, тягучая, свистящая тоска по Дому и Любви. Проклятая тяжёлая лопата в опухших от работы руках таких же солдаток как и она. И лишь изредка - позволение себе надеть яркие туфли, этот цветной фонарик прошлой жизни, за которым бегут, бегут женщины, ловят его, и снова запускают в наивной и такой маленькой радости среди зимней темноты.

Низкий поклон создателям спектакля "Возвращение". Такого настроения и ракурса на войну, в Самаре, кажется, ещё не было. Зритель здесь живёт совсем иными ритмами, ритмами языка Андрея Платонова, который удивительная режиссёр Галина Зальцман передала через звуки, свет, мизансцены, такие непривычные мещанскому самарскому зрителю. Очень нужный ушат ледяной воды - непривычные декорации, в которых только узнаются знакомые очертания; режущие, воющие, но такие необходимые звуки, прекрасные женщины, изуродованные тяжёлыми и такими удивительными костюмами Марины Евдоченковой. Поразительная находка- ткани для шинелей и ватников. Это - настоящий театр, не изображающий, не фотографирующий жизнь, а искусно ее обработавший.

Как точна и тонка работа актёров. Ни одного лишнего, формального движения, взгляда. Ни одного пустого слова и вдоха. Пашков, в исполнении (сегодня) Петра Касатьева - произведение искусства, ювелирная, кропотливая и настолько точная работа, что диву даёшься - не фильм ли это, возможно ли без дублей сцена за сценой так убедительно существовать. То же хочется сказать о работе Евгения Гладких - держать градус нерва "единственного мужчины в семье", маленького, но такого взрослого.

Вообще в спектакле часто встречается конфликт " маленький - большой". Огромный тяжёлый паровоз - и тонкие крохотные женщины, тащащие его; чемодан - и влезающий в него человек, некрасиво, неправильно, неудобно, как не бывает и быть не должно; тонкий, игрушечный абажур на огромном пространстве темной сцены - символ крох уюта, собираемых Женщиной для себя и своих детей.

Писать и говорить о спектакле театра «СамАрт» можно бесконечно долго. Это работа не оставит равнодушным. Но мой искренний совет - составить самостоятельное впечатление. Ибо ни один рассказ не передаст удивительной атмосферы спектакля Галины Зальцман "Возвращение" по произведениям Андрея Платонова».
2 минуты