Найти в Дзене
47,4 тыс подписчиков

1941 г. 22 ноября (Часть 2)


Окружённый фашистами Ленинград уже более двух месяцев находился в блокаде. Авиацией удавалось доставлять в сутки лишь около 200 тонн продуктов. 13 ноября ежедневный паёк ленинградцев был уменьшен с 200 до 150 граммов хлеба, а с 20 ноября до 125 граммов.

Последней надеждой оставалось Ладожское озеро. Но Ладога замерзла лишь к 17 ноября, и лишь ко 20-му толщина льда позволила попытаться по нему проехать. Тогда со стороны Ленинграда на лёд вышел конный обоз из 350 саней под командованием Михаила Мурова. Теряя людей, отряд достиг другого берега и 21 ноября вернулся в Ленинград с 63 (шестьюдесятью тремя) тоннами муки.

Из воспоминаний Михаила Мурова:

«Перед нами широко раскинулся, словно отполированный, темный ледяной покров самого большого в Европе озера. Лошади сразу же покрылись инеем, у верховых мороз начал прихватывать ноги в стременах. Пришлось спешиться и вести лошадь в поводу».

Вечером того же дня, 21 ноября, на восточный берег по санным следам отправилась разведывательная колонна из 10 машин под командованием Евгения Бирюковича.

А 22 ноября 1941 года на лед Ладожского озера выехала первая колонна из 60 грузовиков, которая к утру 23 ноября доставила в осаждённый Ленинград около 70 тонн муки.

Дорога жизни была открыта. Благодаря ей уже 25 декабря норма хлеба ленинградцев вновь поднялась до 200 граммов, а 24 января 1942 года — до 250 граммов.

Под постоянными обстрелами и бомбёжкой фашистов по Дороге жизни в Ленинград доставили свыше 1 615 000 (одного миллиона шестисот пятнадцати тысяч) тонн продовольствия, а из города эвакуировали около 1 376 000 (одного миллиона трёхсот семидесяти шести тысяч) человек — в первую очередь детей, стариков и больных.

Николай Добронравов
Солдат

Очень долгую жизнь нагадала цыганка,
Нагадала детишек, нагадала удачу...
Но о ком-то ночами тоскует тальянка,
А о нем, безымянном, даже дети не плачут.
Просто не было их. Ни удачи, ни счастья.
Словно жизнь вся была предисловием к бою
Да ученьями в наспех сколоченной части,
На картофельном поле, с почерневшей ботвою.
Он не знал, что так сразу подломятся ноги,
Да в глаза только солнце кровавое брызнет...
Он упал на промерзшей, на страшной дороге,
Но она называлась Дорогою Жизни.

Полный новостной выпуск доступен на канале: @zvuk_rossa
1941 г. 22 ноября (Часть 2)  Окружённый фашистами Ленинград уже более двух месяцев находился в блокаде. Авиацией удавалось доставлять в сутки лишь около 200 тонн продуктов.
1 минута