8730 подписчиков
Садизм и эдиповы страсти: корейскому «Олдбою» исполнилось 20 лет
Остросюжетный триллер, с которого многие начинают экскурс в южнокорейское кино. В истории о заточенном семьянине, перво-наперво, поражает не садизм (в котором корейцы, разумеется, большие мастера), а разнородность культурных кодов: Пак Чхан-ук использует сюжет «Олдбоя» как шампур для нанизывания всего: от античной трагики до эстетики комикса. Личная вендетта запросто переплавляет в себе и высокий стиль Софокла, и современную мангу, а затем подчиняет историю виртуозной садистической грамматике – без насилия, как мы знаем, в южнокорейском кино ничего не решается.
Это самый что ни на есть зрелый постмодернизм, звенящий и кричащий от своей полифонии и полистилики. Здесь условный Граф Монте-Кристо (страдалец О Дэ Су) по-супергеройски философствует молотом, а затем превращается в уязвленного Эдипа, которого уничтожает собственное же знание – постижение природы причин и следствий нередко прокладывает дорогу к трагедии. Так, в сущности, софоклов Эдип идет наперекор предупреждениям и с азартом выясняет причину чумы в Фивах, «умножая знание он умножает скорбь» – как бы высказались затем христиане. То же самое, в общем-то, происходит и с нашим О Дэ Су.
Проникновенные электронные звуки и биты меняются со скрипичными шедеврами Вивальди. Кинематографичность стиля переходит в комикс — с резким внутрикадровым монтажом и виртуозной графической стилизацией. «Олдбой» — это классическая история, аранжированная через ключевые аффекты нашей культуры: жестокость, героизм и сентиментальные побуждения.
Фильм Пак Чха-ука — это и притча об искуплении грехов и всепрощении, и история о самопознании, и обвинительный приговор любопытству и жажде знаний — главным образом страстям человека, которые, согласно античным трагикам, неумолимо ведут людей к эдиповой катастрофе.
#Разбор
1 минута
22 ноября 2023