24,6 тыс подписчиков
Мало кто знает, но за строительством одного из самых необычных мостов Санкт-Петербурга – Большеохтинского (или моста Петра Первого) стоит одна большая трагедия, которая и подстегнуло скорейшее возведение этой переправы через Неву.
Охта, так назвали и называют район Санкт-Петербурга, вообще-то исторический центр города. Во всяком случае за сотни лед до первого русского императора здесь был русской городок Невское устье. В последующем, во время шведской оккупации на его месте основана крепость Ниеншанц. Однако от остального города Охту отделяла Нева, через которую не имелось моста. Его заменяла паромная переправа.
Несмотря на то, что еще Николай Первый распорядился начать разработку строительства моста, соединившего бы Охту с остальным городом, и спустя 30 лет работы не были даже начаты. В 60-его годы было создано общество «Общество Охтинского, через Неву моста», которое должно было собрать средства и принять проект новой переправы. Однако даже спустя 40 лет после создания данной организации, дело о строительстве моста не сдвинулось с мертвой точки.
Сильное лобби паромщиков через Неву всячески блокировали этот процесс справедливо опасаясь лишиться прибыли. Пока в 1907 году не произошел несчастный случай. Пароход «Архангельск» принадлежавший коммерсанту Александру Яковлевичу Щитову, и осуществлявший переправу через Неву в районе Охты был в крайне плохом состоянии. Комиссия зафиксировала множество нарушений при его эксплуатации, однако собственник не спешил списать судно, и надеялся, что переправа через Неву в несколько сот метров, вполне по силам, дряхлеющим «Архангельску».
Однако весной 1907 года, во время очередного рейса, этот корабль в условиях плохой видимости из-за начавшегося сильного снегопада, столкнулся с большой льдиной. В результате аварии судно сильно накренилось и в течение нескольких минут полностью ушло под воду. Спастись удалось лишь 13-ти пассажирам с «Архангельска», несколько десятков погибло (точное количество установить не удалось, так как плохо велся учет пассажиров).
И только после этой трагедии царь отдал приказ активизировать работу над строительством моста, соединяющего Охту и Смольную улицу. В этом же году был одобрен проект профессора Григория Кривошеина и военного инженера Владимира Апышкова. А в 1909 заложен первый камень в строительство нового моста, которое завершилось в 1911 году.
Что же стало с жадным коммерсантом Щитовым по итогу расследования гибели «Архангельска»? А ничего. Он спокойно занимался бизнесом, так как виновными в трагическом крушении судом были признаны члены команды корабля.
2 минуты
8 ноября 2023
166 читали