Найти в Дзене
106,1 тыс подписчиков

Уже после 1917 года в различных источниках (первоначально в эмигрантских, конечно) начали упрекать то Николая II, то А. Ф. Керенского в «излишней мягкости». Мол, нужно было расстрелять всего-то Милюкова / Гучкова / Родзянко / Ленина / Троцкого / нужного подчеркнуть. Ну и ещё 500 / 1000 / 10 000 человек впридачу.


Люди, которые так рассуждают, забывают о том, что для выполнения репрессивных приказов нужны в достаточном количестве люди, у которых «рука не дрогнет». А ведь именно это произошло уже в феврале 1917 года, когда солдаты запасных частей не пожелали стрелять в недовольный народ. Конечно, можно сосредоточиться на убийстве конкретных людей, но где гарантии, что им на смену не придут новые? Вот народовольцы в свое время убили многих чиновников и генералов, даже одного императора... разрушило ли это дореволюционную систему? Аппарат насилия должен состоять из мотивированных масс, иначе всегда есть риск «отказа» этого аппарата.

«И даже если бы Керенский расстрелял Ленина и Троцкого, вместо них появился бы другой антивоенный вождь и он победил бы со своей антивоенной программой...» (с) дипломат и сотрудник британской разведки Роберт Брюс Локкарт. Агония Российской империи.

Действительно, отдельного человека можно уничтожить, можно уничтожить сотни и тысячи, сотни тысяч (если организация позволяет). А как уничтожить идею? Как уничтожить требования, которые встречают массовую поддержку как раз у вооруженных людей? Керенский не мог уничтожать, он мог только уговаривать. Потому что Александру Федоровичу особо нечего было предложить вооруженному народу.

Уже после 1917 года в различных источниках (первоначально в эмигрантских, конечно) начали упрекать то Николая II, то А. Ф. Керенского в «излишней мягкости».
1 минута
4468 читали