Найти в Дзене
2796 подписчиков

Не знаю, о каком единстве можно сегодня говорить. Кажется, и раньше его не было, а за эти 3,5 года пропасть между людьми только увеличилась. То масочники против безмасочников, то прививочники против антипрививочников, то патриоты против лжепатриотов и тд. И такое впечатление, что многим нападать на инокомыслящего доставляет удовольствие..


А ведь так было всегда. Расслоения разного рода — постоянный признак нашей истории.
Смешно было слушать мадам Цыганову у Дудя, когда она говорила о чудной русской ментальности и восхищалась тем, как на нашей территории все народы уживаются в мире. Смешно, потому что в это время я листала новостную ленту о Дагестане.

В общем, нового история не придумала, в чем можно убедиться, читая Б. Акунина.

Прочитаны 3 и 4 книги Б. Акунина о русской истории.

Эпоха Ивана Грозного.
— как появилось дворянство - элита, которая должна была вот всём поддерживать царя;

— как церковь срослась с властью и обрекла себя на подчиненное положение ("теперь надо правильно славить не Господа, а царя);

—как правителей можно разделить на 3 типа: выдающиеся/скверные/посредственные (Иван Грозный начал как выдающийся, а окончил как скверный);

— как началось русское пьянство и как зародилось слово "патриотизм" (верность не государю, а отчизне).

Главное правило большого террора — карать не за реальные преступления, а произвольно, чтобы никто не чувствовал себя в безопасности. Насилие стало государственной политикой.

В 4 томе говорится о первых Романовых (до Петра). 17 век.

— Для восстановления авторитета высшей власти понадобились долгие годы и немалые старания. Одной из таких мер стал знаменитый указ о «слове и деле государевом» – доносе на зазорные речи в адрес царя. Всякий, кто посмел хулить самодержца, хоть бы даже спьяну, подвергался жестокому наказанию. Почтение к династии прививали через страх.

— В смысле политическом Россия в это время все еще находится не в Европе, а на ее задворках. В Москве плохо следят за ходом европейских событий, узнают о них с большим опозданием и искаженно. Из-за этого иногда даже случались дипломатические конфузы. Стольник Петр Потемкин, отправленный послом к Филиппу IV Испанскому в 1667 г., добравшись до места, узнал, что король уже два года как умер. Еще хуже опростоволосился стольник Чемоданов, в 1657 году прибывший в Венецию с верительными грамотами на имя дожа Франческо Молина. Оказалось, что после Молина сменились еще два дожа и правит третий ( как смешно и актуально)

— Властям предержащим казалось, что можно позаимствовать или купить у более развитых наций немного учености – и промышленность с торговлей начнут развиваться сами собой. До мысли о том, что технический прогресс не возникает по приказанию сверху, а является плодом социального и политического развития, в Москве пока не додумались (впрочем, не додумаются и в дальнейшем).

***
Чтение "оптимистическое", когда оглядываешься назад. Когда на Руси жили хорошо?

Впереди — 5 том. Эпоха Петра I.
Не знаю, о каком единстве можно сегодня говорить. Кажется, и раньше его не было, а за эти 3,5 года пропасть между людьми только увеличилась.
2 минуты