Все они сделаны на заказ или найдены на чердаках друзей, родных и односельчан. Только играющих гармоней у Равиля около 45 штук. Они занимали всю его комнату. Самому старому инструменту более ста лет. Это уникальная шестипланковая гармонь, отличающаяся от остальных по отделке, подъему и звучанию.
Тогда мне совсем не хотелось покидать своего интересного собеседника. До позднего вечера я сидела в гостях у талантливого гармониста, долго с ним разговаривала и с большим удовольствием слушала исполнение его оригинальных национальных наигрышей. А уходила с хорошим настроением и новыми светлыми чувствами. Скоро узнаете почему. Обо всем по порядку.
Этого колоритного татарина в национальной тюбетейке, с гармошкой в руках и неизменным спутником - уникальным свистком-соловьем, многие рузаевцы, а также жители региона хорошо знают по муниципальным и республиканским фестивалям «Играй, гармонь!». Уроженец Татарской Пишли даже был удостоен звания самого оригинального исполнителя народных наигрышей Мордовии.
Также Равиль Кулаев является активным участником республиканского национального фольклорного праздника «Сабантуй» в Лямбире, межрегионального фестиваля национальной культуры «Кургоня» и многих других мероприятий. В этом году он принял участие в празднике трех культур «Память народов в силе традиций», проходившем в Татарской Пишле.
Оказывается, первым музыкальным инструментом Равиля Кулаева была гармонь отца. Именно на ней он сначала научился играть, потом подбирать различные мелодии и импровизировать.
- Когда мой отец, Ибрагим Алиевич, играл на казанской гармони, и она начинала заливаться такими замысловатыми мотивами, тело бросало в жар, а кожа покрывалась мурашками. В его руках «казанка» просто оживала. Так хорошо он на ней играл, - вспоминает Равиль Кулаев. - В шесть лет отец решил научить и меня подбирать мелодии на своем инструменте. Но гармонь никак мне не поддавалась. От того, что звуки не хотели выстраиваться в мелодии, у меня наворачивались слезы на глаза. Видя все мои неудачи, отец посоветовал не мучить ни себя, ни гармонь, все время повторяя, что у меня все равно ничего не получится. Не знаю, может быть, он специально мне так говорил, чтобы я постарался. Как сейчас помню, в нужные отверстия «казанки» он приклеил кусочки газеты с обозначениями, на какие клавиши следует нажимать, а с помощью ниток привязывал свои пальцы к моим пальцам, и учил, учил, учил. И то ли это нехитрое пособие помогло, то ли врожденное упорство сказалось, только «казанка» запела. Несколько раз я бросал занятия, но потом все-таки сам взял в руки гармонь, которой сейчас около ста лет. Долгое время - и днем, и ночью - пытался извлечь из нее музыку. Признаюсь, было много неудач. Но, то ли мое татарское упорство, то ли постоянные отцовские уроки с помощью ниток и бумажек помогли, но через некоторое время пошла нужная мелодия. Моей радости не было предела! Четыре дня без перерывов на крыльце родительского дома я учил «Барыню», затем отец научил меня играть национальные татарские наигрыши и другие мелодии. После этого уже начал осваивать двухрядную гармонь, а за три дня научился играть на «Чайке черной».
А еще отец показал, как правильно растягивать и собирать меха, подбирать нужные ноты, а главное - чувствовать красоту звучания народного инструмента.
Шли годы. Репертуар юного музыканта пополнялся все новыми и новыми мелодиями. В 12 лет гармонист-самоучка уже играл на свадьбах, параллельно ходил в танцевальный кружок. В то время все рабочие, возвращающиеся после смены с пичкиряевской электрички, часто слышали, как играет тат-пишленский паренек.
Получив в училище специальность наладчика станков и оборудования, юноша уехал служить на Южный Урал. В армии Равиль Кулаев также много играл на гармони, а вернувшись, еще больше времени стал уделять своему любимому увлечению.
3 минуты
4 ноября 2023