Найти в Дзене

ФРАКТАЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ


Сегодня на занятиях по композиции разбирали такое явление, как "фрактальность музыкальной формы". Ни в одной музыковедческой книге я не нашла информацию об этом, но обнаружила её в ряде научных работ у математиков. Не буду углубляться в разъяснение понятия "фрактал" - информации в открытом доступе более чем достаточно. Нас будет интересовать, а в чём же проявляется фрактальность на примере музыкальной формы?

В музыке фрактальность может проявляться на разных уровнях формы в следующем:

1) Функции формы (изложение - развитие - завершение), повторяющиеся на разных уровнях композиции.

Возьмём для примера пьесу в форме квадратного периода 8 + 8 тактов:
1.1. В рамках всего периода: изложение темы в 1-ом предложении, развитие и завершение темы во 2-ом предложении;
1.2. В рамках 1-го или 2-го предложения: 1-я 4-тактная фраза - изложение музыкальной мысли, 2-я 4-тактная фраза - развитие и завершение первоначальной музыкальной мысли.
1.3. В рамках 4-тактной фразы: первый двухтакт - изложение музыкальной мысли, второй двухтакт - развитие и относительное завершение музыкальной мысли.

2) Жизненный цикл мотивов, тематические взаимосвязи между разными частями формы:

2.1. Начальный мотив может стать основой, интонационным зерном для каждой части произведения: из мотива могут вычленяться и развиваться отдельные субмотивы, мотив может преобразовываться до неузнаваемости путём применения к нему различных методов разработки (зеркального отражения, интервального расширения, изменения ритмического рисунка и т.д.).
2.2. При множественности музыкальных тем, задуманных композитором, может проявляться их тематическая общность (на уровне ритмического элемента, интервального хода, штриха), работающая на скрепление всей музыкальной формы.

3) Кульминации на разных уровнях формы, часто в точках золотого сечения: например, генеральная кульминация всей композиции, кульминация начального периода, средней части, репризы, предложений в рамках частей, фраз в рамках предложений и т.д.

При анализе музыкальных форм от более мелких структур к более крупным можно наблюдать закономерность: кульминации и функции формы проявляют себя всё более ярко и рельефно. Например, кульминация 4-тактной фразы менее яркая, чем кульминация всего предложения, кульминация начального периода менее яркая, чем генеральная кульминация и т.д.

Может быть отличная тема для диссертации!
ФРАКТАЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ  Сегодня на занятиях по композиции разбирали такое явление, как "фрактальность музыкальной формы".
1 минута