Найти тему
6303 подписчика

Наступило время «переобувать» автомобиль в зимние шины. А знаете ли вы, чем они отличаются от летних? На предприятиях СИБУРа в Нижнекамске и Воронеже производят каучуки, которые есть практически в каждой отечественной шине, и нам в деталях известно, какими свойствами должен обладать каучук для их производства. Наши R&D-центры постоянно работают над новыми марками каучуков для шин, устойчивых к низким температурам, износу, с высокой топливной экономичностью. Рассказываем о секретах сезонной «резины».


Зимой резина с недостаточной морозостойкостью теряет эластичность и становится жесткими, поэтому шины перестают держать сцепление с дорогой. В результате колеса начинают скользить, автомобиль теряет управляемость, и все, кто находится в нем, оказываются в опасной ситуации. Поэтому, чтобы сохранять жизни людей, нужно выбирать правильные шины, которые не будут твердеть на холоде.

В состав любой шины обычно входят несколько видов каучуков — изопреновый, бутадиеновый, бутадиен-стирольный и галобутилкаучуки. У каждого из них своя температура стеклования, то есть отвердевания, и при создании зимних шин используют каучуки с наиболее низкими температурами стеклования.

При этом структурой каучука можно управлять — целенаправленно создавая полимер с необходимыми свойствами. Например, если в бутадиен-стирольном каучуке ДССК уменьшить содержание стирола или 1,2-бутадиена, то можно понизить температуру стеклования и использовать его для создания современных зимних шин.

Помимо хорошего сцепления с дорогой к современным зимним шинам предъявляются и другие требования – износостойкость и топливная экономичность. Новые марки бутадиен-стирольных каучуков (ДССК) обеспечивают протектор зимней шины необходимым балансом качеств.

«Каучук ДССК хорош тем, что он обладает тремя очень важными свойствами, которые мало характерны для других каучуков. И они проявляются одновременно», — говорит Айдар Вагизов, главный технолог Нижнекамскнефтехима.

Во-первых, этот материал более износостойкий, во-вторых, обеспечивает отличное сцепление с заснеженной дорогой и льдом, и в-третьих, позволяет экономить топливо, поясняет он.

Как это происходит? В обычном режиме энергия двигателя тратится не только на качение, но и на разогрев шины за счет внутреннего трения, то есть теряется за счет рассеивания в окружающую среду. При применении ДССК сопротивление качению очень низкое, затраты на неэффективную работу минимизируются, двигатель меньше затрачивает топлива и позволяет снизить расход бензина. Именно поэтому ДССК используют для изготовления шинных протекторов, объяснил Айдар Вагизов.

Светлана Туренко, Воронежсинтезкаучук, Научный центр Эластомеры: «Вместе с Нижнекамском мы расширили марочный ассортимент бутадиеновых каучуков, ориентируясь на премиальный сегмент шин, улучшая их специальные свойства, топливную экономичность. Также мы занимаемся разработкой бутадиен-стирольных каучуков новых поколений, которые будут давать лучшие показатели по топливной экономичности и износостойкости, разрабатываем каучуки с разной структурой, чтобы они могли бы использоваться в разные сезоны».

Шинные производства стремятся выпускать продукцию, отвечающую современным нормативам, вот почему они очень дорожат тем, чтобы каучук был технологичным при переработке и позволял экономить топливо. Стратегический интерес имеют и разработки в области ESG: увеличивая долю вторичных или зеленых материалов в наших каучуках, мы поможем шинным компаниям достигать цели по «озеленению» шин. Научные центры в Воронеже и Нижнекамске работают над тем, чтобы такие материалы появлялись в портфеле компании СИБУР.

Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский назвал верными шаги СИБУРа в направлении подготовки определенной базы для локальных шинных разработок, так как они нацелены на то, чтобы вывести российский сегмент в ниши, которые уже сейчас стремятся занять конкуренты из Китая и других стран.

Наступило время «переобувать» автомобиль в зимние шины. А знаете ли вы, чем они отличаются от летних?
00:16
3 минуты